search
main
0

Розовые очки . Зачем они нужны первому учителю

Первая учительница… Самая добрая, самая мудрая, самая красивая. Правда ведь, у вас была именно такая? О других мы сегодня говорить не будем. Учитель должен всегда смотреть на детей сквозь розовые очки любви. Такое образное выражение я вычитала у дореволюционного дидакта Константина Ельницкого. Широко известна его методика начального обучения родному языку. В ней он больше говорит о душевном образовании в столь нежном возрасте. Ведь то, что запечатлевается в душе человека в самые первые годы, остается существенным элементом в жизни на все последующие. Потому и должен первый учитель больше обращаться к сердцу ребенка. Благодаря естественности детей педагог может успешно вести обучение и никогда ни на ком из них не встретит маски. Простые истины, не правда ли?

Зеркало и камень

– Никогда не играть на уроке, не лукавить с детьми, – скажет мне после урока в незнакомом московском классе учительница начальных классов Светлана КРИКОВА. Для своих детишек из 26-й школы города Рыбинска она давно уже самая-самая.

…До звонка оставалось минут семь. Ученики четвертого класса 1728-й московской школы дисциплинированно и тихо занимали свои места в классе. Сложили чинно руки на парте и приготовились внимать. Светлана Анатольевна после привычного представления, кто она и откуда, вдруг озадачивает ребят:

– Есть ли у вас любимые места? Что бы вы мне, приезжей, посоветовали посмотреть? Где мне побывать?

Надо же, урок еще не начался, а я ловлю себя на том, что с интересом слежу за диалогом. Проступают детские характеры. Вот этот немногословный мальчуган в очках любит гулять по парку. Резвая девчушка с последней парты обожает спектакли. Да и вообще, оказывается, ребята-то артистичные, их московская учительница – руководитель театральной студии. У многих ее питомцев за плечами не одна роль в детских представлениях. Светлане Анатольевне все это интересно, такое ощущение, что она и про урок-то забыла. Не волнуется совсем. Хотя на задних партах – жюри, а по бокам у стен – гости.

На доске мелом выведена тема: «О чем рассказало слово?». В руках Светланы Анатольевны простая ручка. На нее устремлено шестнадцать пар детских глаз.

– Почему ручку так назвали? – спрашивает учительница.

Ответ следует незамедлительно.

– А окно?

Ребята задумываются. Но в конце концов разгадка найдена. Окно – око…

Теперь все взоры обращены на гладкий камушек в руке учителя. А почему он так называется?

– Подержи-ка его в руках. Ничего не приходит на ум? – не сбавляет темпа урока Светлана Анатольевна.

Другой знакомый предмет – обыкновенное зеркало. А есть ли связь между словами «камень», «глаз», «зеркало»? Какая?

В ход пошли этимологические словарики. На каждой парте лежит маленькая книжка-раскладушка с нужными пояснениями.

– Зеркало – зыркать, зоркий, зрачок, – читает, как водится, с чувством, с толком, с расстановкой «активист» с первой парты.

– Ну как, догадались? – блестит озорными глазами учительница. Лес рук…

Вот так, от простого к сложному ведет своих питомцев педагог из Рыбинска. Работает по своей авторской методике, учит пытливые умы «зрить в корень слова». И делает этот труд увлекательным, интересным, посильным нежному возрасту.

Поработали московские школьники на уроке Светланы Криковой на славу. Многое успели за полчаса. Обратились и к фразеологическому словарю. Интересно ведь узнать, правильно ли ты понимаешь выражения «пустить пыль в глаза» или «глаза бы не смотрели».

А как же с «душевным образованием»? Да оно пронизывает все элементы урока. Послушайте только, как рассуждают ребята по поводу выражения «глаза говорят правду».

– Когда я смотрю в глаза бабушке, я вижу, что она хочет меня обнять.

– А у мамы в глазах нежность.

– А у вас в глазах интерес. Вам с нами интересно и хорошо, – это уже к учительнице.

Ось симметрии

Елена КОЗЛОВА, учительница начальных классов из города Мурманска, обладает замечательным даром. О самом сложном она умеет говорить просто и доступно. Математика для нее не только царица всех наук. Она защищает людей от обмана чувств. Не верите? А скажите с ходу: один миллиард секунд – это какой промежуток времени? Три дня? Две недели? А может, сорок или сто лет? Если доверять своим чувствам, то у разных людей будут разные ответы. Проверить их можно простыми математическими действиями. И тогда окажется, что миллиард секунд – это 32 года. Вот так-то!

Но эту задачку Елена Геннадьевна любит задавать взрослым. А с детьми в четвертом классе 1728-й московской школы она занималась не менее увлекательным действом. Что такое площадь и как и чем она измеряется. Единицы измерения – перед глазами на таблице. И площади тоже можно и посмотреть (круг, квадрат), и потрогать. Удивление – самая лучшая мотивация к учению, считает педагог из Мурманска. И ей удается удивлять своих питомцев. Вот они изучают симметрию.

– А у квадрата есть пятая ось симметрии, – озадачивает Елена Геннадьевна малышей. – Ну кто смелый? Кто ее найдет? Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

А действие-то простое. Поставьте в центр квадрата ручку – вот и пятая ось симметрии! Взглянуть по-новому на хорошо известное, удивиться и запомнить на всю жизнь. Разве такое «душевное образование» пройдет бесследно?

Свой успех,

своя высота

Светлана ИВАНОВА, вятская учительница, предложила московским детям совершить путешествие в удивительную страну под названием «Устное народное творчество». Вот она перед глазами высится то ли в виде замка, то ли красивых гор: недаром ведь сама учительница увлекается скалолазанием и спортивным ориентированием.

Объясняет ребяткам задачу: угадать, что скрывает в своих недрах эта загадочная страна. Светлана Михайловна умело выводит школьников на верные ответы, а в путешествии по царству они познакомились и со сказками, и с загадками, и с потешками, и со скороговорками.

У каждого на уроке должен быть свой успех, своя пусть маленькая, но покоренная высота, считает учительница из Кирова.

Живое слово

Впрочем, на конкурсных уроках каждому педагогу, на мой взгляд, удалось чем-то поразить и удивить и детей, и взрослых. Учитель, он всегда учится. И здесь, в московских классах, шел плодотворный обмен опытом. Как виртуозно, изящно познакомила третьеклассников с видами предложений белгородская учительница Ирина КИРИЛЛОВА! Побудительные, вопросительные, повествовательные. Почему в нашей речи должны быть различные предложения?

Учитель дает возможность поразмышлять.

– Не бойтесь ошибок, высказывайтесь смелее, свободнее, – подбадривает ребят Ирина Юрьевна. Ее речь проста, естественна, доходчива. Ни одной отвлеченной фразы. Учительница не о себе думает, не о том, как она выглядит со стороны. Весь настрой на тех, к кому она обращается. Как важно ее живое слово, которое зажигает в детях вдумчивость и любовь к родному языку.

Один философ справедливо заметил, что главная задача образования – это обеспечение пяти качеств в человеке: любознательности, духа, не признающего поражения, настойчивости в достижении цели, готовности к самоотречению и сострадания. Образ, образа, образование… Восходящая линия.

Первоисточник

Любовь БЕЛОГЛАЗОВА, преподаватель гимназии имени Островского города Кинешмы, – мастер импровизации на уроке. Она чутко улавливает настроение детей, идет от их мироощущения. Литературный памятник «Поучение» Владимира Мономаха дает много пищи для размышлений.

– Зачем же мы враждуем друг с другом? – звучит вопрос в начале урока. И само собой завершается знакомство с мудрым первоисточником. «Брат от брата укрепляем, яко град тверд». Как это важно для малышей – принять слова учения в сердце свое. Именно этого добивается на уроке Любовь Павловна. И притом уверена, что хотя и воспитание – дело политическое, но дети должны как можно дольше оставаться детьми, они должны быть изолированы от политических тревог, от дрязг жизни.

Увы! Сегодняшнее юное поколение всецело вовлечено и в политику, и в «дрязги жизни». Много взрослых соблазнов иссушает их души… Трудно переоценить роль учителя, который умеет побудить питомцев следовать своей детской природе. Дорогого стоит сегодня детское доверие.

Как нужны нашим детям такие талантливые, одаренные учителя, каких мы увидели на очередном конкурсе «Учитель года». Самые лучшие, самые добрые, самые мудрые. Первые учителя запоминаются на всю жизнь. И не верю я никаким предсказаниям и прогнозам, что в будущем заменят учителей роботы, компьютеры.

Урок продолжается

– Сегодня наш учитель в классе – и мать-отец, и психотерапевт, и врач, если хотите, – рассказывала мне Хулимат СУЛТАНОВА, главный специалист Минобразования Чеченской Республики. – Вот такой пример. Приехала я в Самашкинскую школу. Сижу на уроке русского языка в четвертом классе. Прошло пятнадцать минут. Ребята работают, пишут в тетрадях. Вдруг – артиллерийская канонада… Дети замерли. Все глаза на учительницу. А она погладила малыша с первой парты, улыбнулась: «Спокойно, ребятки, это далеко от нас, это в лесу». Урок продолжился.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте