search
main
0

Рождество Христово. Театрализованные посиделки для учеников 5-11-х классов

Наша школа – типовое общеобразовательное учреждение, где не осуществляется отбор учащихся при поступлении. Поэтому для нас важен принцип развития всех и каждого, независимо от их стартовых возможностей. Большое значение придается не только выявлению способных детей, развитию высокомотивированных учащихся, но и созданию условий для достижения каждым школьником своих собственных успехов.

Повышению мотивации к обучению способствует предлагаемый школой ряд образовательных услуг: программы дополнительного образования, внеклассная работа по предмету, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная работа,  личностно развивающие технологии на уроках и внеклассных занятиях.Как учитель-предметник, я особое внимание  уделяю внеклассной работе по предмету. Четко и грамотно организованная внеклассная работа способствует созданию оптимальных условий для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциала школьников. Накопленный мною многолетний опыт в данном направлении – авторская программа клуба любознательных «Белая ворона».Но, как показала практика, изучая культурные традиции и обычаи других стран и народов, школьники зачастую не владеют информацией о культурных истоках своего народа. Работа с учащимися в данном направлении крайне необходима. Речь идет о целесообразности разработки программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межэтнического общения, знакомящих детей, молодежь, население с традициями своего и других народов, в первую очередь проживающих на данной территории. В последнее время в России все активнее используются понятия поликультурного и мультикультурного образования.Цель мультикультурного образования заключается в развитии культурных способностей, помогающих личности адаптироваться в различных культурных средах.Организуя работу с учащимися по достижению данной цели, я, как классный руководитель, разработала цикл сценариев праздников «Вечные ценности», основанных на художественной литературе и представленных в театрализованном варианте. Они посвящены обычаям и традициям народов России и других стран (в нашей школе обучаются  дети из стран СНГ). Проходят такие праздники не реже одного раза в четверть. Один из сценариев предлагается вашему вниманию.Цели: – развитие интереса учащихся к культурным ценностям;- возрождение праздничных обычаев и обрядов;- расширение страноведческого кругозора.Задачи:- знакомить учащихся с классической литературой через игровую и театральную деятельность, воспитывать интерес к ней;- продолжать знакомство с русским фольклором.Оформление и оборудование: – ель, украшенная гирляндами – свечами, яблоками, конфетами и печеньем на ленточках;- свисающие с потолка снежинки;- мишура, гирлянды;- тематические открытки и газеты, развешанные в виде флажков на ленточках;- сменная ширма для театрализованного показа спектакля  по произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»;- костюмы для театрализованного показа спектакля  по произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»;- стол, скамья, окно (интерьер для театрализованного показа спектакля  по произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»);- музыкальный центр;- музыкальное сопровождение: звукозапись колокольного звона; звукозапись метели; музыкальные произведение Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Комплекс дел по подготовке:- отбор тематического материала;- собеседование с родителями;- собеседование с детьми;- распределение ролей и обязанностей (артисты, художники, декораторы и др.);- изготовление костюмов и декораций;- регулярное проведение репетиций;- оформление аудитории.Позиция воспитателя: организатор.Ход праздникаОткрывает мероприятие колядка девчат из произведения Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» в исполнении детского хора «Ровесник».Ведущий 1:  Добрый вечер, друзья! Святый вечер!Ведущий 2: Нынче ангел к  нам спустился И пропел: «Христос родился!»Мы пришли Христа прославить, А вас с праздником поздравить.Ведущий 1: Мы не случайно начали наши сегодняшние рождественские посиделки с колядок.Ведущий 2: Петь колядки на Рождество  – одна из старейших традиций. Этот ранее языческий обычай с принятием христианства превратился в прославление Иисуса Христа, хотя появились колядки еще в языческие времена. Их пели 21 декабря, в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). Ведущий 1: С принятием на Руси христианства обряд колядования приурочили к празднованию Рождества Христова. В народных колядках переплетены языческие и христианские мотивы. Особое место занимают авторские церковные коляды. Некоторые из них иностранного происхождения, но позже были переведены на украинский или русский язык. Среди них известная уже нам рождественская песня “Stille Nacht” («Ночь тиха», «Тиха ніч»), которая прозвучит для вас в исполнении вокальной группы «Родник».Звучит песня «Stille Nacht».Ведущий 2: Кроме рождения Иисуса Христа колядки на Рождество чествуют всех членов семьи, к которой пришли колядники. Ряженые ходят от дома к дому и поют хозяевам колядки, а те дают им монеты и сладости. Как правило, обряд колядования сопровождается музыкой, танцами, сценическими  играми ряженых.Ведущий 1: Мы предлагаем сейчас всем желающим окунуться в атмосферу колядования.На сцену выходят все, кто знает колядки, и по очереди исполняют эти короткие песенки. Здесь нужна предварительная работа по разучиванию текстов колядок. Все танцуют под задорную мелодию кадрили, примеряют на себя маски, дурачатся. Ведущий одаривает колядующих сладостями.Ведущий 2: Вот так, начиная с Рождества, колядки можно петь еще  в течение 12 дней (с 7 по 19 января), которые именуются Святками.Ведущий 1: Но не только колядками знамениты на Руси нашей матушке Святые вечера. В это время принято  заглядывать в свое будущее, узнавать судьбу, одним словом, гадать.Ведущий 2: Традиция гадать на Святки наиболее древняя и, по всей видимости, будет жить еще очень и очень долго. Ибо помимо естественного желания знать то, что скрыто, таинство святочных гаданий является очень зрелищным и захватывающим.Ведущий 1: Гадания на Святки пользуются большой популярностью среди молодых девушек. А среди нас есть те, кто в этом году заканчивает обучение в школе. Что ждет их за порогом нашей альма-матер? Предлагаем им сейчас узнать.Выходят девушки – старшеклассницы (9-11-е классы). Гадают.Вариант 1: На столе раскладываются специально подготовленные мелкие предметы: монетка, ключ, серьга и так далее. Не глядя, гадающий опускает левую руку на стол. Ведущий объясняет значение вещи, которую он взял. Например, монета – к богатству, серьга – к удаче, ключ – переезд на новую квартиру и так далее. Вариант 2: Можно немного изменить это гадание и узнать свою будущую профессию. Монета – экономист или бухгалтер, паспорт – юрист, флешка – программист, ножницы – дизайнер или портниха, ложка – повар и т. д.  Тут все решает фантазия.Вариант 3: Это очень известное гадание, которое можно использовать в любой день, не только на святочной неделе. Берется книга, загадывается страница и номер строчки сверху. Остается только открыть книгу, прочитать нужное место и истолковать прочитанное. Очень важно, чтобы толкования носили позитивный настрой!Ведущий 2: А еще на Рождество наши предки пекли необычные печенья в виде четвероногого животного, чтобы оберечь домашний скот от болезней. Назывались такие печенья «коровки» или «козульки».Ведущий 1: В тесто печенья закладывались следующие предметы: монетка (к богатству), пуговица (к большой семье), деревянная щепочка (к крепкому здоровью).Ведущий 2: И кому попадалось «меченое» печенье, тому и год сулили удачный.Ведущий 1: А чтобы узнать, каким будет предстоящий год для вас, мы предлагаем устроить веселый перепляс. Победитель получит печенье-«коровку» в подарок, а будет оно с сюрпризом или нет, и если да, то с каким,  вы узнаете сами.Желающие потанцевать делятся на две группы  и танцуют «стенка на стенку» элементы русского народного танца «Барыня». Ведущие показывают им танцевальные движения. Всех танцоров по окончании конкурса одаривают печеньем.Ведущий 2: Ох и умели же наши прадеды веселиться, как говорится, от души!Ведущий 1: И не говори! Обходились же как-то без телевизоров!Ведущий 2: Собирались по очереди в святочные дни то в одной избе, то в другой. Плясали вот так же под гармошку, пели песни, частушки, сказки слушали да загадками перекидывались.Ведущий 1: А загадки умел загадывать, как никто другой,  весельчак, герой балаганов и уличных представлений – Петрушка! Что ж, ему и слово. Петрушка:1. Вспушит все свои бока,Свои четыре уголка,И тебя, как ночь настанет,Все равно к себе притянет.(Подушка.)2. Распускает хвост павлином,Ходит важным господином,По земле ногами – стук,Как зовут его?..(Индюк.)3. Она красива и мила,А имя ей дала зола.(Золушка.)4. Для предсказаний сей предмет незаменим.Волшебники все пользуются им.Он круглый и прозрачный, как стекло,Увидеть будущее в нем совсем легко.(Шар.)Ведущий 2: А не пора ли и нам посмотреть на наш волшебный шарик? Достает и протягивает стеклянный шар соведущему. Вместе встряхивают «снег» в шаре и пытаются что-то рассмотреть.Ведущий 1:Ах, что я вижу?!Что за чудеса!Смотри! Смотри! Кто-то летит под небеса,А кто-то вихрем кружится в снегу…Но кто же это? Кто?Понять я не могу!Ведущий 2:Друг мой! Пришла пора нам сцену уступить,Чтоб вновь со сказкой хоть часок побыть.Ведущий 1: Желаем встречи всем вам с волшебством!Ведущий 2: Когда-то Гоголь стал его творцом.Ведущий 1: Мы объявляем! «Ночь перед Рождеством»!Прим. ред.: сценарий спектакля по Н.В.Гоголю «Ночь перед Рождеством» опубликован на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/866. ​Татьяна ПАРФЕНОВА, учитель немецкого языка средней школы №16 им. Д.М.Карбышева города Черногорска Республики Хакасия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте