search
main
0

Рождественское путешествие

Опыт организации разновозрастного зимнего лагеря

«Нынче места нет чудесам. Хочешь чуда – будь всадником сам», – писал Владислав Крапивин в 1969 году. Это стихотворение, «Всадники», прочтет на поэтическом вечере лагеря наш директор, и оно прозвучит не просто так. Но обо всем по порядку…

 

В начале января школа самоопределения №734 имени А.Н.Тубельского провела зимнюю лагерную смену. 74 ребенка, 10 вожатых, 13 педагогов. Лагерь был проведен на базе «Искраград» (Московская область) после долгого перерыва и стал первым школьным лагерем, где собрались не только подростки, но и ребята начальной школы. Ключевым был разновозрастный принцип организации команд: в каждой 6‑7 человек – ученики 3‑4‑х классов, остальные ребята из 5‑8‑х, а также трое взрослых (педагоги, вожатые).

Задумывая лагерь, мы спрашивали себя, какие школьные ценности он может поддержать и какие дефициты восполнить. Было понимание, что нужно делать программу, целью которой будет развитие сообщества: объединение детей и педагогов вокруг общего дела.

Сегодняшняя городская культура предлагает массу вариантов проведения досуга, и почти все они анимационного характера: квесты и квизы, шоу и парки развлечений. Идея повеселиться всей семьей неплоха, но обилие однообразных вариантов приучает ребенка к потребительской позиции. Нам было важно создать в лагере ситуации, где дети решают общие задачи, преодолевают трудности, договариваются, выстраивают отношения. Если будет создана среда для развития отношений, то возникнут детская инициатива, умение выслушать друг друга и найти совместное решение, а это укрепит сообщество.

Такая среда формируется благодаря набору педагогических технологий: приключение, общее дело, полезное (доброе) дело, общий сбор, огоньки.

Интересно вспомнить про четыре «сами» из коммунарского наследия: сами планируем, сами организуем, сами действуем, сами анализируем. В нынешних педагогических реалиях непросто воссоздать систему коллективного творческого воспитания 60‑х годов, это и не нужно, но опираться на опыт И.П.Иванова, О.П.Газмана, С.Л.Соловейчика, А.Н.Ту­бельского, О.В.Ли­шина стоит.

Итак, приключение как технология – масштабное событие, которое воздействует на участников, значимо для них. Сам лагерь должен был стать для участников именно таким событием, и нужно было положить в его основу историю, где звучали бы мотивы чуда, ценности дружбы, бережного отношения друг к другу. Мы остановились на фильме «Полярный экспресс». Название смены – «Рождественское путешествие» – является отсылкой к фильму, при этом позволяет нам трактовать его основную мысль в соответствии со своими педагогическими задачами: звон рождественского колокольчика слышат те, кто верит в дружбу, в ценность команды, кто умеет творить чудо не для себя, а для других.

Мотив путешествия позволил нам наполнить программу разноплановыми занятиями, они составили общие дела, в которые команды оказались вовлечены, и были реализованы три вышеупомянутых «сами»: организация, действие, анализ.

Общие дела, вокруг которых выстроилась смена лагеря:

  • театральная постановка. Мы отказались от готового сценария. Команды получили задание разыграть этюды – истории героев, не вошедшие в фильм. Например, предстояло сообща поразмыслить, всегда ли кондуктор был мудрым, какие обстоятельства привели персонажа к такой жизненной позиции, такой профессии. Дети оказались организаторами и участниками ими же продуманного театрального события, им удалось воплотить в постановке свои смыслы;
  • веревочный курс. Пройти испытания веревочного курса можно как индивидуально, так и командой, страхуя и поддерживая друг друга, но нам снова было значимо предложить детям участвовать в устройстве пространства. До выезда в лагерь семиклассники изготовили тренажер – горизонтальную веревочную лестницу, для этого им пришлось научиться вязать морские узлы. Оборудованием веревочного городка занялись старшие: педагоги-мужчины, волонтер-отец и вожатые. Они два утренних часа посвятили доброму делу – навешивали веревки, чтобы младшие могли позаниматься, а также чтобы часть городка оставить в дар лагерю;
  • доброе дело. Идея доброго дела очень важна при формировании команды, класса, сообщества, она поддерживает смысловую нить «для общей пользы». Мы планировали и чистить снег в качестве доброго дела, и мастерить сушилку для вещей, однако в этот раз морозы не способствовали добрым делам на улице. Но в концепции школы и лагеря добрые дела остаются принципиально важными для общей деятельности;
  • ролевая игра. Организаторами игры стали учителя и вожатые. Остальные ребята – участники игры, пассажиры поезда. Дети оборудовали комнаты, как вагоны рождественского экспресса: были и тамбур, и места для пассажиров, и строгие кондукторы, и билеты. На станциях в вагоны подсаживались необычные пассажиры: высокомерный Крысиный Король; олененок Рудольф, сбежавший из упряжки Санты; строгий Эльф, который назидательно просил оленя вернуться и вынуждал ребят выдать беглеца; важная Снежная королева; робкая Падчерица, которая пытается осмелиться выйти из-под гнета Мачехи и отказаться приносить подснежники… Персонажи толкали ребят к нравственному выбору и размышлению: кого поддержать, кому дать билетик… Игра закончилась обсуждением: можно было беседовать с героями сказок и пытаться понять поступки каждого из них и свои собственные;
  • поэтический вечер. Все вместе пели под гитару, читали лирику, преимущественно рождественскую. Это был третий вечер лагерной программы, который, как известно, может как выявить назревшие конфликты и обнаружить несостоятельность команд, так и стать объединяющим, если в коллективе сформировались здоровые отношения. Нам повезло, день был дружным и теплым, и здесь уместно прозвучало стихотворение В.Крапивина «Всадники» о непреходящих ценностях – дружбе, взаимовыручке, умении взять на себя ответственность. Потом команды разошлись на свои камерные поэтические огоньки, где каждый мог проявить себя – почитать любимое;
  • мастер-классы (кулинарный, рукоделие, изготовление песенников в дар лагерю). Мастер-классы придумывали и проводили в основном вожатые, вовлекая в занятия приехавших в последний день родителей. Таков был формат встречи – сделать их не зрителями, но дать им прожить ту жизнь, в которую были погружены дети.

Все общие дела подразумевали достаточную свободу в рамках задуманного, позволяли участникам становиться в субъектную позицию и своими действиями влиять на событие. Если в следующий раз нам удастся предоставить вожатым и даже семи- и восьмиклассникам возможность самостоятельно планировать события, мы будем считать это своим педагогическим продвижением.

Пришло время раскрыть особую роль вожатых в организации педагогической системы нашего лагеря, можно даже сказать программную роль. Вожатые – это ребята из 9‑11‑х классов, которым учителя готовы отдать педагогические роли. В налаженной коллективной жизни вожатые сами проектируют дела (первое «сами» – планирование, что у нас сложилось в меньшей мере), советуясь с педагогом лишь как с наставником, а не как с генератором идей и планов. Вожатые оказались прекрасными помощниками, соавторами вариантов выполнения плана, однако руководящую роль на себя пока еще взяли учителя. Забегая вперед, стоит сказать, что по возвращении из лагеря мы решили организовать школу вожатых, чтобы снабдить старшеклассников инструментарием, а себя приучить к мысли, что им можно доверять гораздо больше дел, чем получилось на этот раз.

Разновозрастные команды при наличии подлинно интересной деятельности позволяют даже младшим подросткам присматриваться к педагогической позиции старших по отношению к малышам и перенимать ее. Кроме того, естественной становится бытовая помощь старших младшим, что тоже укрепляет связи между ребятами.

Также нужно сказать о подъеме флага, огоньках и общих сборах.

При широкой вариативности решения задач важно определять границы и рамки. Так, на общем утреннем построении мы кратко объявляли план дня и приглашали двух участников поднять флаг. Это были либо ребята, делавшие что-то ценное для общей жизни, либо, наоборот, дети с протестным поведением, которые совершали заметные шаги в преодолении себя.

По вечерам в командах перед общим сбором проводились огоньки – анализ прожитого дня в виде искреннего личного высказывания, здесь наравне беседуют дети и взрослые, не оценивая или порицая друг друга, делясь переживаниями и мыслями, уважают «закон поднятой руки». Ведущий задавал вопросы: «Что тебе сегодня понравилось?», «Что тебе сегодня не понравилось?», «Что можно было бы изменить, чтобы стало хорошо?». Нужно помогать детям говорить о содержательной части программы, о переживаниях. В конце важно, чтобы ребята выделили ключевые высказывания команды и вынесли их на общий сбор. Он начинается с песен, причем они не могут носить случайного характера. «Властью песни быть людьми могут даже змеи, властью песни из людей можно делать змей» (Н.Матвеева). Хорошо, когда есть песенники, а песни повторяются изо дня в день и становятся для детей традицией – значит опорой. Далее команды рассказывают об итогах дня, им важно задавать вопросы, помогающие формировать ценностную ткань общего разговора, и в конце снова поем.

Итак, мы погружались в лагерную жизнь, в большей или меньшей мере передавая детям инициативу, сохраняя педагогическую твердость в делах, где важно декларировать общие принципы, и давая много свободы ребятам в остальном. Подобные события влияют на формирование школьного сообщества, у которого есть опыт проживания общих интересных дел, здесь участники получают поддержку, вырабатываются субъектная позиция, воля к жизни.

Среди отзывов был особенно точно соответствующий нашим целям:

– Бережное и теплое пространство, простые и одновременно сильные принципы, внимание к окружающим и деталям. Дочь приехала наполненная этими смыслами. Тихая и уставшая, но с горящими глазами. Немного охрипшая и переполненная эмоциями. Задающая вопросы и по-своему повзрослевшая.

Взросление, обнаружение опоры за счет объединяющих игр, дел, песен, детской инициативы – вот то, к чему мы шли сейчас и будем стремиться дальше.

Мария КУЗНЕЦОВА, учитель начальных классов школы самоопределения №734 имени А.Н.Тубельского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте