search
main
0

Рождественское приключение на земле Похьёлы,. или Зачем учить финский?

В самом северном райцентре Карелии прошла большая республиканская игра для школьников, изучающих финский язык.Согласно карело-финскому эпосу «Калевала» Похьёла – это далекая северная страна, где правит колдунья Лоухи, обладающая великими чарами. На современной карте Карелии Лоухи – это поселок городского типа, районный центр самого северного в республике муниципального района, до Полярного круга отсюда рукой подать. 13 января в Лоухской средней школе состоялась Республиканская игра Joulun seikkailu, собравшая учащихся из разных уголков региона.

Ехать в Лоухи – свет не ближний: например, ребята из поселка Кепа Калевальского района преодолели 250 километров, а из Петрозаводска группа школьников добиралась на поезде 11 часов! Однако мотивация велика: детям хочется пообщаться со сверстниками, увлеченными той же идеей, педагогам – поделиться друг с другом опытом. В целом игра объединила около сотни человек: главных участников – учеников 5‑6‑х классов, учителей, старшеклассников, помогавших в проведении игры, волонтеров и даже родителей.События в игре развивались вокруг пяти тематических площадок, на каждой из которых командам школьников предстояло выполнить определенные задания, применив знание финского языка. Примечательно, что команды формировались не по принципу принадлежности к той или иной школе, а методом жеребьевки. Так что у ребят была дополнительная возможность и даже необходимость перезнакомиться, ведь только в дружной команде спорится работа. На своих площадках ребята пекли рождественское печенье, знакомились с карельскими традициями, наблюдали за увлекательными научными экспериментами, мастерили сувениры и поделки и даже выпустили тематический номер газеты.- Игра мне очень понравилась! – делится впечатлениями Карина Никитина, ученица местной школы. – На нашей станции был мастер-класс по печенью. А пока оно готовилось, нам рассказывали о гаданиях. – Меня очень впечатлили песни и танцы во время открытия и закрытия игры, – отмечает Ольга Павлова, учитель финского языка из поселка Кестеньга. Пока ребята активно работали на станциях, наша коллега Тамара Романовна Цыганова проводила для педагогов встречу за чашкой чая со вкусными калитками, карельскими пирожками из ржаной муки. Во время чаепития она ознакомила нас с карельскими традициями и обычаями. Время пролетело незаметно, с нетерпением будем ждать следующих рождественских праздников!Инициатор Joulun seikkailu – учитель финского языка лоухской школы Олеся Канева. На организацию «Рождественского приключения» ее вдохновил совместный проект Kavereita, который педагог реализует вместе со своей коллегой из петрозаводской школы №3 Ольгой Христофоровой. Ребят объединили письма. При этом переписываются они на финском языке. Подогревают же интерес встречи, которые педагогам удается организовать дважды в год – в Петрозаводске и в Лоухском районе. К проекту также подключаются родители, так как во время визитов школьников принимают семьи товарищей по проекту. Таким образом, образовательная инициатива положила начало крепкой дружбе ребят и взрослых из двух столь отдаленных населенных пунктов.- При подготовке первой встречи по проекту я и решила провести такую игру, – рассказывает Олеся Николаевна. – Подобного в нашем районе не проводится, а так хочется, чтобы дети, изучающие финский, дружили между собой. Мы разослали приглашения и в другие районы. В результате откликнулись несколько школ.По словам Олеси Каневой, проведение игры такого масштаба сопряжено с большими трудностями. Главная проблема – финансовая. Ввиду удаленности района дорога и проживание в гостинице обходятся недешево. Поэтому у школ, не участвующих в проекте Kavereita, мало шансов отправить своих учеников в Лоухи. Деньги нужны и на организацию самой игры: материалы для мастер-классов, оформление, призы, грамоты – все это требует затрат. По словам учителя, администрация школы поддерживает ее инициативы и максимально идет навстречу в организационном плане. Однако финансовые возможности поселковой школы ограниченны. Педагогу много приходится вкладывать лично, а также искать помощь вне стен образовательного учреждения. Так, в этом году благотворительную помощь оказали сторонники партии «Единая Россия» Лоухского района. Кроме того, проведению игры помогает волонтерская организация «Вместе», представитель которой, Антон Ефимов, стал куратором одной из площадок.- Бывает, что до последнего момента не знаешь, получится или нет, стучишься в закрытые двери, думаешь, может, это и не нужно никому, – признается Олеся Канева. – Но когда игра проходит и видишь счастливые лица детей, которые бегут к тебе, спрашивают, когда будет следующая, пригласим ли мы их еще, понимаешь, что это того стоит.Неожиданная благодарность вдвойне приятнее. В ходе закрытия игры представитель родителей петрозаводской школы №3 Таисия Голубева вручила Олесе Каневой ауди­око­лон­ки для кабинета финского языка – подарок от мам и пап участников проекта Kavereita.Как рассказала нам директор Лоухской средней школы Татьяна Дубровских, именно с появлением молодого педагога Олеси Каневой финский язык здесь начал изучаться на постоянной основе. На сегодняшний день в местной школе обучаются 582 человека, 223 из них помимо английского преподается финский.По словам директора, во включении в школьную программу финского языка были заинтересованы и дети, и родители. На западе Лоухский район на протяжении 120 километров граничит с Финляндией. Местные жители нередко выезжают в соседний городок Куусамо – пройтись по магазинам, посетить развлекательные центры. А в конце прошлого года делегация школьников Лоухского района, в числе которых были и ученики Олеси Николаевны, провела в Финляндии несколько дней. В ходе поездки ребята посетили городскую школу, а также побывали на Чемпионате мира по лыжным гонкам. Сложно переоценить актуальность изучения языка в таких условиях.Наконец, некоторым финский нужен и при продолжении обучения. Нередко ребята из Карелии пробуют свои силы в колледжах и вузах соседнего государства. Кроме того, при Институте филологии Петрозаводского государственного университета действует кафедра прибалтийско-финской филологии.На самом деле вопрос, нужно ли учить финский, даже в Карелии периодически вызывает споры, ведь жители Суоми массово владеют английским языком. Однако педагоги с такой позицией не согласны.- Учить язык нужно для того, чтобы, во-первых, понимать культуру страны. Если мы туда едем, более того, если эта страна соседняя, мы должны понимать менталитет, а это взаимосвязанные вещи, – убеждена Ольга Христофорова, учитель финского языка средней школы №3 г. Петрозаводска, ассоциированной школы ЮНЕСКО. – Кроме того, жителям страны всегда приятно, когда их гости пытаются говорить на их языке, и финны не исключение.Ольга Христофорова не согласна, что финский язык, как считают многие,  один из самых сложных для изучения.- Финский язык с его чередованиями, прибавлением окончаний чем-то похож на математику – он очень логичен. И если уловить логику, выучить его будет несложно, главное – не лениться. Видимо, я уловила эту логику языка. Мне нравится его мелодичность – финский довольно красивый и плавный, – говорит педагог. – Кстати, одна моя ученица изучает параллельно финский и китайский и говорит, что финский легче.Финский язык в Карелии изучают 4255 детей, преподают 52 учителя в 24 школах. Кроме того, финскому обучают и на других уровнях образования – в детских садах и университете. На протяжении десяти лет от республики в федеральный центр поступают предложения о введении .- На наш взгляд, это даст возможность усилить позиции финского языка в Республике Карелия, увеличив количество обучающихся, – поясняет Елена Богданова, проректор Карельского института развития образования. – Если есть возможность сдавать ЕГЭ, то обязательно должно быть соответствующее наличие часов. Кроме того, это положительно скажется на качестве преподавания, а также на мотивации детей к изучению языка.В Министерстве образования Карелии не раз отмечали: в случае рассмотрения этого вопроса республика готова предоставить центру свои наработки. Так, в регионе в пилотном режиме разрабатываются контрольно-измерительные материалы. Уже имеется опыт разработки КИМов для 9‑х классов по карельскому, вепсскому, финскому языкам.- И в этом году государственная итоговая аттестация в 9‑х классах будет проходить в форме национального экзамена по карельскому, вепсскому, финскому языкам как раз в том формате, который предлагается для иностранного языка. Если раньше его сдавали по билетам в устной форме, то в этом году вводится письменная часть, – добавляет Елена Богданова. По ее словам, в прошлом году экзамен по национальным языкам выбрали чуть более 30 человек.Финский язык в Карелии изучают от самых северных до южных окраин региона. Где в дальнейшем смогут применить свои знания ребята, зависит от многих факторов, в том числе и внешнеполитических. Одно можно сказать точно: границы мира этих ребят уже куда шире границ на карте.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте