search
main
0

Рождественские радости. Мудрый совет. Выпуск 98

Декабрь несёт с собой не только снегопады и морозы, но и праздничное настроение. Ученики и учителя, конечно, устали и с нетерпением ждут каникул. А пока – суровые будни: конец четверти, контрольные работы, зачетная неделя у старшеклассников, отчеты у педагогов. Давайте попробуем найти что-нибудь новое, поднять настроение себе и детям, увлечь свои классы жизнерадостным проектом. Прежде, чем предлагать им сочинить сценку или найти готовые сценарии, поговорим… о погоде.

Поясните ученикам, что англичане считают эту тему наиболее привычной и безопасной для обсуждения. Nice day today, isn’t it? Прекрасная погода, не правда ли? Типичная фраза, помогающая завязать беседу независимо от того, что творится за окном, не раз обыграна в литературе и кино. Почему она может сразу развеселить наших школьников? В конце декабря в Сибири столбик термометра опускается до минус 30-40 градусов, снег идёт ежедневно, а в Лондоне средняя температура того же месяца – плюс 8-10, дожди. Но англичане сетуют, что пришла зима!

Посмеявшись и обсудив капризы природы, можно спросить, что считается основным событием конца года в Европе. Большинство учащихся назовут Рождество. Многие знают, что европейцы отмечают его 25 декабря. Зимние каникулы у них обычно проходят между 20 декабря и 2-3 января, для наших детей это тоже открытие. Почему в русской православной церкви тот же праздник отмечают 7 января, школьники могут и не знать. В начальной школе стоит дать краткое объяснение двух календарных систем, а ученики постарше способны самостоятельно найти информацию и подготовить сообщение по теме на английском языке. Julian calendar – так называемый юлианский календарь – был введён Юлием Цезарем в 45 году до нашей эры; именно Цезарь постановил считать началом года 1 января. Gregorian calendar – Григорианский календарь – был введён папой римским Григорием XIII в 1582 году. Дайте школьникам время подготовить небольшие сообщения по теме. После кратких обсуждений можно перейти к подготовке представления и постараться подключить е ней весь класс.

Обычно хорошо воспринимается предложение выбрать сюжет или сочинить сценку самим. В Великобритании, США неизменно популярна сказка Чарльза Диккенса «Christmas Carol», существует огромное количество инсценировок и экранизаций. Не уступает ей любимый у нас в стране «Щелкунчик» (The Nutcracker), неизменно сопровождаемый музыкой Чайковского. В свежей киноверсии «Щелкунчика» в духе политкорректности роль сказочника немца Дроссельмайера играет чернокожий актёр Морган Фриман. Со старшеклассниками можно обсудить и эту тему – своеобразное переписывание литературы, культуры. История сказочной повести и балета сама по себе заслуживает беседы на уроке. И мы, взрослые, видели в детстве балет, смотрели мультфильмы; и многие поколения детей, конечно, знакомы с сюжетом.

Немецкий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман опубликовал свою рождественскую сказку в 1816 году. Ее герои – девочка Мари семи лет и ее старший брат Фриц, их крестный, мастер и почти волшебник Дроссельмайер, а также заколдованный принц Щелкунчик и злой Мышиный король. Может быть, все события, привидевшиеся Мари, – всего лишь сон, а может быть, произошло настоящее чудо. Французский писатель Александр Дюма пересказал повесть на французском языке, великий рассказчик сделал ее легче, веселее, благодаря чему она пошла гулять по всему свету. В конце XIX века русский композитор Петр Ильич Чайковский написал к ней чарующую музыку, а работавший с ним много лет французский хореограф Мариус Петипа поставил балет в Санкт-Петербурге. Такая необычная биография у всем знакомой с раннего детства сказки!

В зависимости от пожеланий учащихся выберите сюжет для рождественского представления, напишите краткий сценарий, помогите распределить роли. Есть дети, которые никогда не стремятся выходить на сцену; есть такие, кто мечтает сыграть принцессу и принца. Кто-то умеет рисовать, кто-то хорошо пишет по-английски. Для всех найдётся дело.

Как быть, если ваши старшеклассники отказываются ставить классические произведения? Не стоит их заставлять. Пусть выберут песню или псалмы, разберут слова, выучат их на английском языке. Не хотят петь? Можно провести словарную работу, обьяснить понятие Nativity, показать несколько картин и фотографий, где основным сюжетом является рождение Христа. В любой церкви, храме в Европе обязательно выделяется особое место для воспроизведения истории появления Иисуса на свет, ставят вертеп. Предложите школьникам найти в интернете описание двенадцати дней Рождества, иллюстрации, изучить лексику. Например, наверняка ученики не знают слова manger – хлев. Или возьмите за основу комедию Шекспира «Двенадцатая ночь», объясните смысл названия. Возможности безграничны.

Выбрав основную тему, главное направление, вы всегда сумеете направить творческую энергию ребят в нужное русло.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте