search
main
0

Рожденные для успеха

Детей неодаренных в мире нет

Первое впечатление руководителя, первая мысль на новом месте часто определяют стратегию учебного заведения на годы вперед. Лариса БЕЛАЯ прошла типичный путь руководителя системы образования. Стартовала с роли учителя в лицее станицы Каневской Краснодарского края: сначала начальных классов, потом географии, по второму образованию. Вышла на уровень завуча в лицее, затем в школе №1. В 2010 году получила назначение на должность директора гимназии.

 

Здание гимназии известно в станице (самой крупной станице в мире, кстати: 60 тысяч жителей!), обладает исторической ценностью и имеет собственную богатую судьбу. Для Ларисы Ивановны оно не являлось незнакомым. Но педагогическая ситуация была внове для учителя и руководителя, привыкшего к другим размерам-форматам. В гимназии было всего 300 учеников. Классы по 20 человек максимум. Это вам не 30-35, где все разные, но до каждого требуется донести определенные знания.

Плюсы очевидны. Индивидуальный подход к ученикам, когда каждого знаешь в лицо, по имени-фамилии, по характеру, семейной ситуации и так далее. Относительно невелик коллектив. Жизнь в одну смену: уроки с утра, а дальше кружки, секции до пяти часов вечера. И главное – общая атмосфера – домашняя, семейная, не на словах, а в реальности.

Однако сразу возникло желание превратить гимназию в более востребованное учебное заведение, чтобы при записи в первый класс, как говорится, очередь стояла! Площади позволяли увеличить количество учащихся, как и квалификация педагогического состава.

 

Стобалльники ежегодно

– Лариса Ивановна, за 12 лет количество учеников выросло более чем в два раза, сегодня их 625. В чем главная причина возросшей популярности гимназии у детей и родителей станицы?

– Имидж учебных заведений зависит от многих составляющих. Но однозначно на первом месте с большим опережением всех остальных слагаемых успеха находится качество образования.

– Об этом давайте поговорим подробнее. Что было сделано, для того чтобы поднять уровень образования в отдельно взятом учебном заведении?

– Первое: на базе школы создана муниципальная инновационная площадка «Модель подготовки олимпиадного резерва». Участие в олимпиадах дает возможность ребенку углубиться в предмет, узнать по теме, которой он занимается, много больше, чем из обязательной программы.

Стремимся на школьном этапе олимпиад охватить не менее 75% детей. Ведь талант есть у каждого ребенка, надо помочь ему раскрыться. Для этого к учащимся прикрепляются учителя-наставники, они проводят дополнительные занятия, отвечают на все появляющиеся вопросы.

Моральное и материальное стимулирование победителей краевого, всероссийского уровней поддерживает престиж олимпиад. Помимо внутришкольных грамот победители и призеры наиболее крупных конкурсов награждаются денежными премиями от муниципалитета. Гимназия стабильно входит в тройку лидеров Каневского района по результатам конкурсного движения.

Второе: в школе создана трехуровневая система наставничества.

– Первый уровень «учитель – учитель»?

– Да, опытный педагог плюс молодой специалист. Вот пример. Анастасия Кулик, педагог начальных классов, пришла к нам три года назад. С  первых шагов ей помогает учитель высшей категории Ольга Заева. Посещение уроков друг друга, проведение совместных мероприятий, участие в семинарах…

В гимназии есть правило: молодые учителя, когда у них в расписании возникло «окно» между уроками, не прохлаждаются, а посещают уроки стажистов. В принципе каждый преподаватель по собственному выбору может присутствовать на любом уроке, какой его заинтересует. Кстати, и для родителей проводим дни открытых дверей, когда мамы и папы могут присутствовать на занятиях.

Следующий уровень наставничества – «учитель – ученик». Я упоминала его, рассказывая об олимпиадном движении. За каждым школьником из числа одаренных детей закреплен учитель-предметник.

И, наконец, уровень «ученик – ученик». В начальной школе существует практика выбора командиров, которые не столько раздают указания, сколько несут ответственность за общую успеваемость и дисциплину. В старших классах успевающие дети помогают отстающим.

– А те желают принимать эту помощь?

– Сопротивления никогда не наблюдала. Наши дети открыты, если они чего-то не знают, просят пояснить. Даже на уроках в 10-11-х классах можно услышать: «Я не понимаю». Это говорит о желании разобраться. Нередко на переменах можно наблюдать такую картину: в коридоре за шахматными столами (в гимназии действует очень популярный шахматный кружок) кто-то разыгрывает партию, а кто-то выясняет у приятеля про химическую реакцию или формулу по информатике. И слышишь радостное: «Ну теперь мне понятно!»

– Качество образования во многом определяется уровнем педагогического состава. Расскажите о своем коллективе.

– 22 из 28 педагогов имеют высшую квалификационную категорию. 10 являются тьюторами, проводят методические семинары и мастер-классы для педагогов района и края. Сейчас у нас происходит смена поколений, коллектив молодеет на глазах.

– Молодые специалисты с удовольствием идут работать в школу?

– В нашу школу – да! И хотят, и боятся. Беседуя с молодым педагогом, нередко слышу: «Смогу ли я справиться?» Высокие показатели качества образования иной раз пугают, это же ответственность. Но когда расскажешь им о системе наставничества, о содружестве педагогов и родителей (наши родители не скандалят!), обретают уверенность.

– После 9-го класса те, кто желает получить более углубленное образование по математике или химии, переходят в другие учебные заведения, например в лицей?

– Нет, дети желают оставаться там, где учились. С 5-го по 9-й класс у нас действует гимназическая программа с увеличением часов по русскому и английскому языкам. В двух старших параллелях обучение идет уже по профилям: естественно-научному, технологическому, гуманитарному. Это был наш ответ на запрос социума. Профили могут меняться в зависимости от желания учеников.

Результаты поступления в высшие учебные заведения подтверждают эффективность такого подхода. В 2020 году десять из десяти учащихся естественно-научного профиля поступили в медицинские вузы Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга.

 

Кубановедение с 1‑го по 11‑й

На территории гимназии три здания. Первое, историческое, красного кирпича, с широкими коридорами, просторными кабинетами и потолками по высоте как на два этажа, построено было еще в 1907 году и является памятником архитектуры. За более чем столетнее существование в нем размещались школа, училище, госпиталь, Дом пионеров. В двухсотлетнюю годовщину образования станицы Каневской на здание претендовало местное казачье общество, но управление образования доказало, что рождено оно было как школа, и есть логика, если оно продолжит жить в этом качестве.

Методом народной стройки рядом был возведен еще один учебный корпус, и в 1994 году открылась Каневская гимназия.

Третье здание и вовсе уникально – это курень. Настоящий казачий курень в полном соответствии с исторической правдой, на него засматриваются проходящие мимо люди. Здесь проводятся экскурсии для школьников, детсадовцев, учащихся колледжа, а также гостей станицы. Здесь можно увидеть и узнать, как жили казаки: их быт, нравы, привычки. Создан был курень по инициативе старожила станицы Василия Святного на средства его собственные и казачества и подарен школе.

В Краснодарском крае, особенно в его северных районах, разлит в воздухе особый кубанский патриотизм. В Каневской гимназии предмет «Кубановедение» входит в учебную программу с 1-го по 11-й класс. И ведет данный предмет Лариса Белая.

– Я взяла учебные часы, во-первых, для того чтобы знать детей лично, во-вторых, потому что мне есть что рассказать по данному предмету. Мы изучаем историю переселения казаков на Кубань. Делаем макеты казачьего подворья, готовим тематические выставки. Обсуждаем десять заповедей казака, которые близки общечеловеческим: не обидь, не оскорби… Дети делятся сведениями о предках, связанных с казачеством. А я рассказываю о своей фамилии. Казак Савва Белый был в числе первых переселенцев на Таманский полуостров. В гимназии созданы четыре группы казачьей направленности, которые еще более подробно изучают историю родного края и много путешествуют по памятным местам.

– Гимназия еще достаточно молода. Есть ли культурные традиции помимо изучения казачества?

– У нас заведено так: все мероприятия, праздники ведут только дети. Много лет действует театральная студия «Чудаки» под руководством Ирины Смирновой. Поработав в разных учебных заведениях, могу сказать, что в гимназии дети особенные. Раскованные, свободно высказывают свое мнение, никто не зажимается в страхе, что же о нем подумают. Это во многом благодаря театру, который учит по большому счету самопрезентации.

– В гимназии есть платные услуги?

– Платных услуг у нас нет. Все кружки, секции, дополнительные занятия ведут наши педагоги во внеурочное время. Это плюс односменной школы.

– Лариса Ивановна, вы рассказали о достигнутом. Что в планах? Что, на ваш взгляд, развито пока недостаточно?

– Связь с вузами. У гимназии налажен контакт с дошкольными учреждениями, с этой стороны преемственность присутствует. Но мы чувствуем социальный запрос учащихся и родителей на более тесные контакты с высшими учебными заведениями. Включить преподавателей вузов в штатное расписание, чтобы они не только рассказывали о своих учебных заведениях, но и проводили занятия, когда дистанционно, когда лично. Все это способствует более осмысленному выбору жизненного пути выпускниками. Наша гимназия – это маленькая страна, в которой дружно живут три сообщества: учителя, ученики, родители. У нас нет отстающих, трудных, стараемся вместе решать проблемы в момент их первого проявления. И всегда помним: неодаренных детей нет, каждый ребенок рождается, чтобы быть успешным.

Марина РОМАНОВА, Краснодарский край, фото автора

 

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте