Перед новыми большими образовательными организациями – образовательными комплексами – стоит задача получить и наглядно, убедительно продемонстрировать городскому сообществу синергетический педагогический эффект, который должен превосходить ту механическую суммарную пользу, которую давали ранее вошедшие в комплекс образовательные учреждения. Иначе говоря, дважды два должно быть существенно больше четырех… Готовых рецептов нет, как не установлены сроки. Каждому дана ответственная возможность нащупать свой путь к созданию единой образовательной среды.
Именно такая идея была выбрана в качестве ключевой в школе №1420 Юго-Восточного округа, в состав которой вошли 8 прежних школ и детских садов – 10 зданий, более 3000 воспитанников. Это самый крупный комплекс округа, его возглавляет опытный управленец, хорошо известный в Москве руководитель-новатор Антонина Николаева. Мне кажется, что в условиях соединения разных педагогических коллективов первостепенное значение приобретают не технологии интеграции, а личные качества руководителя. Школа – гуманитарная, человеческая система, в ней принцип «жалует царь, да не жалует псарь» может свести любую технократическую идею на нет. Обладает ли руководитель таким «гуманитарным капиталом», как доверие, может ли консолидировать людей вокруг большой цели не силой административного ресурса, а личным примером, уверенными действиями, перспективным видением событий? Сейчас в этом большой дефицит, но Антонина Ивановна не просто имеет в себе эти качества, она ими талантлива.Я наблюдал, как после небольшого ЧП в ее кабинет были приглашены руководители детских садов. Больше часа шло совещание, но люди вышли из кабинета улыбающиеся. Это значит, что там не распекали, без паники анализировали ситуацию, искали первопричину происшедшего, намечали ясный план действий.В работе одной из школьных конференций, которая прошла недавно, приняли участие довольно большое число директоров школ-соседей. Насколько я могу судить, обычно такое соседство в условиях объединения вызывает ревность и конкуренцию между школьными коллективами и руководителями. На конференции же в школе №1420 присутствовали директора-единомышленники, они возглавили работу секционных заседаний, с открытой душой делились собственным опытом и сомнениями. Стал даже возникать неофициальный совет директоров как путь к созданию единой территориальной образовательной среды, но это зерно будущего, прогноз, а пока речь шла о развитии целостной образовательной среды школы №1420.Любое крупное преобразование (а создание комплексов стало именно таковым) не будет иметь «отката», если в нем заинтересована широкая социальная группа, которую можно назвать социальной опорой преобразования. Если социальная группа выиграет от преобразования не только в материальном плане, но прежде всего исторически – займет более влиятельный и авторитетный социальный статус, получит больше возможностей для влияния, больше свободы для самореализации, преобразование приобретет устойчивый и необратимый характер. Если нет, будет, как говорят историки, контрреформа. Стратегия развития школы №1420 отталкивается от такого понимания, в течение лета-осени школа подготовила и издала два больших сборника со статьями и проектами педагогов и школьников, объединивших несколько десятков авторов. Люди должны видеть, что их персональный опыт важен для новой стратегии, программы развития, у них есть возможность высказаться на эту тему, их мнение будет зафиксировано и учтено. Такая стратегия нацелена на поощрение педагогического таланта и творчества – важнейших условий реального развития образовательной системы. Конференция зафиксировала эту позицию. В то же время в ходе коллективного анализа были выявлены противоречия, который станут предметом анализа в рамках программы развития. Руководители школы приглашают все заинтересованные стороны принять участие в следующей конференции.Сергей ПИМЧЕВ, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, профессор Московского института открытого образования
Комментарии