search
main
0

Рождение, развитие и укрепление ребячьего государства. Основные этапы развития самоуправления (на примере модели «Демократическая республика»)

Наличие хорошо разработанной модели ученического самоуправления само по себе еще не гарантирует ее эффективной деятельности. Она как некий идеальный образ, даже если он создан с учетом всех особенностей данного общеобразовательного учреждения, требует настойчивой и кропотливой работы по ее внедрению, то есть последовательной реализации нескольких основных этапов, совокупность которых позволяет успешно осуществить «запуск» школьного ученического самоуправления.

Поскольку эта последовательность в принципе универсальна для запуска любой модели самоуправления, то мы ее рассмотрим на примере модели «Демократическая республика». Если вы намерены использовать иную модель самоуправления, вам нужно только внести определенные коррективы с учетом ее особенностей.

Использование модели «Демократическая республика» как технологии ученического самоуправления предполагает четыре основных этапа. Название «этап» условно и относится в основном к тем школам, где наша модель запускается впервые. Тогда понятие «этап» соответствует его первоначальному смыслу, то есть продвижению от одного рубежа к другому. Организаторы могут рассчитывать на запланированный результат.

В последующем при использовании данной (или иной) модели в следующем учебном году рекомендуется не употреблять понятие «этап», а часть (раздел, программа и т.д.) данной технологии, так как избирательная (политическая) часть игры «Демократическая республика» не должна и не может завершиться в течение первой учебной четверти. Избирательная комиссия «Демократической республики» может и должна работать в течение всего учебного года, постоянно общаясь с избирателями и депутатами школьного парламента. Это же относится к законотворческой (правовой) части игры. Парламент должен работать все время, а не только во время очередного «этапа», совпадающего с учебной четвертью. Мы специально обращаем внимание на эти тонкости, так как среди организаторов ученического самоуправления есть и опытные специалисты, и коллективы, где самоуправление функционирует уже не один год, а также те, кто только предпринимает первые шаги.

Примечание. В первый год использования модели ее экономическую часть в полном объеме можно не проводить, ограничившись выборами органов власти и принятием законов демократической республики. Тем не менее подготовительную работу по запуску экономической деятельности в школьном государстве можно провести, чтобы иметь возможность в будущем учебном году использовать данную игру в полном объеме.

А теперь перейдем к подробному описанию основных этапов (разделов) модели «Демократическая республика».

Организационный этап

(запуск модели)

Основным содержанием этого этапа является подготовка к включению всего коллектива школы в реализацию модели самоуправления «Демократическая республика». До начала ее запуска следует создать (подобрать, сформировать и т.п.) инициативную группу педагогов. Она должна подробно ознакомиться с правилами игры и принять решение о целесообразности ее проведения (в каком-либо приемлемом для данной школы варианте). Это принципиально важный момент, поскольку именно от позиции педагогов, в особенности от той части педагогического коллектива, которая выступает инициатором введения новой модели самоуправления (программы воспитания школьников), зависят дальнейшие события. Будет ли вообще использована данная модель или школа (лицей, гимназия и т.д.) изберет какой-то иной способ (форму, методику, технологию) организации ученического самоуправления.

Именно эта инициативная группа, как правило, самостоятельно знакомится с моделью самоуправления, правилами предлагаемой игры, изучает методическое пособие по ее использованию, формирует собственное представление о возможности использовать эти материалы в практике образовательного процесса своего учреждения. Вслед за этим необходимо подготовить и провести педагогический совет для рассмотрения вопроса о проведении политико-экономической игры «Демократическая республика».

Если на педагогическом совете принято положительное решение, то формируется штаб по подготовке и проведению игры, в который входят заинтересованные педагоги и обязательно обучающиеся. Рекомендуется включить в инициативную группу тех учеников 9-11-х классов, которые участвовали в тех или иных формах организации ученического самоуправления, проявляют в этом направлении инициативу (или проявляли активность в деятельности детских общественных организаций или движений).

Штаб должен заниматься решением всех организационных вопросов, включая поиск дополнительных финансовых средств, необходимых для запуска избранной модели самоуправления.

В число организационных вопросов, которыми предстоит заниматься вновь созданному штабу, предлагается включить следующие.

1. Разработка и утверждение для данного общеобразовательного учреждения Положения о школьном самоуправлении в виде политико-экономической игры «Демократическая республика» с учетом данных рекомендаций и правил настоящей игры. Подчеркнем, что в каждом образовательном учреждении необходимо принять собственное положение, которое учитывает все основные особенности как ученического коллектива, так и коллектива педагогов и родительской общественности, а также то социальное окружение, в котором функционирует образовательное учреждение.

2. Утверждение совместно с органами ученического самоуправления (если таковые уже есть в образовательном учреждении) правил игры «Демократическая республика». Снова следует подчеркнуть, что предлагаемые правила являются лишь рекомендательными, обозначающими общее направление, канву развития и функционирования ученического самоуправления. Разумеется, отступать от основных принципов организации ученического самоуправления, рекомендуемых в данных материалах, не следует. Иначе будет создана совсем другая игра, что, впрочем, тоже вполне возможно. Только в этом случае не стоит ее называть «Демократическая республика», а придумать собственное название для модели ученического самоуправления, созданного на иных педагогических принципах и игровых правилах.

3. Составление организационного плана и графика проведения мероприятий по подготовке игры, включающих в том числе:

проведение консультаций по правилам предстоящей игры для всех групп будущих участников (например, по классам: отдельно для начальной школы, отдельно для 5-6-х, 7-8-х, 9-х, 10-11-х классов, а также отдельно для избирательной комиссии, будущих депутатов школьного парламента, будущих членов правительства и т.д.);

проведение в образовательном учреждении конкурсов на лучшее название государства, гимна, флага, герба, название и структуру органов власти, валюты и т.д.;

регулярное информирование через использование различных форм распространения информации (школьное радио, стенгазеты, специальные бюллетени, родительские собрания и т.д.) учащихся, педагогов и родителей о правилах игры, этапах ее проведения;

проведение выборов президента и законодательного органа власти игрового государства (парламента);

проведение тренингов для актива обучающихся, которые в ходе проведения выборов были избраны в органы власти игрового государства, а также тех, кто будут членами правительства или будут выполнять функции служащих в государственных органах.

4. Создание специальной конкурсной комиссии (с включением в нее педагогов, обучающихся, родителей и представителей предприятий) для проведения конкурсов на лучшее название государства, лучший герб и флаг, текст и музыку государственного гимна, внешний вид государственной валюты и ее название.

5. Формирование избирательной комиссии и подготовка всего необходимого для проведения предвыборной кампании и процедуры демократических выборов.

6. Проведение выборов президента и законодательного органа власти игрового государства в соответствии с принятыми и утвержденными правилами игры «Демократическая республика».

Во время подготовительной части игры члены школьного штаба, как правило, приглашая специалистов различных городских служб, учреждений или предприятий, в том числе и родителей, проводят консультации по политическому, правовому, экономическому разделам игры. Также консультации проводятся по основам использования всемирной сети «Интернет» для проведения мероприятий игры, презентации и функционирования игрового государства.

По отдельно согласованному плану возможно проведение учебно-методического семинара для актива школ и педагогов города с привлечением в случае необходимости специалистов городских служб – экономистов, юристов, политологов, специалистов МЧС.

Приводим краткую схему «подготовительного» этапа, то есть запуска модели самоуправления «Демократическая республика».

В дальнейшем будет описан функционал каждой рабочей группы, что позволяет инициаторам и активистам реально представить себе тот объем дополнительной нагрузки, которую придется взять на себя каждому из них. Это дает возможность педагогам, учащимся и родителям реально представить себе, что их ожидает в случае положительного ответа на вопрос о начале внедрения новой модели ученического самоуправления. Такое трезвое взвешивание своих «перспектив» поможет избежать излишней эйфории от знакомства с теорией самоуправления или хорошо описанными моделями.

Инициативная группа:

1) знакомство с моделью «Демократическая республика»;

2) взаимодействие с администрацией школы по вопросу о возможности использования данной модели;

3) выработка подходов к реализации данной модели в своем образовательном учреждении;

4) подготовка вопроса о запуске игры «Демократическая республика» на педагогическом совете.

Педагогический совет:

1) рассмотрение образовательных аспектов модели «Демократическая республика» применительно к школе;

2) рекомендация к запуску модели в данном образовательном учреждении;

3) подбор педагогов и обучающихся в штаб подготовки игры;

4) подбор педагогов для консультирования направлений игры.

Штаб запуска игры «Демократическая республика»:

1) тесное взаимодействие с педагогическим советом и администрацией;

2) выработка положения об игре и правил игры в образовательном учреждении;

3) подготовка организационного плана и графика проведения мероприятий игры;

4) регулярное информирование учащихся, педагогов и родителей о правилах игры, об этапах ее проведения;

5) формирование групп консультантов игры;

6) проведение консультаций по правилам предстоящей игры;

7) формирование избирательной комиссии;

8) проведение конкурсов на лучшее название государства, гимна, флага, герба, название и структуру органов власти, валюты и т.д.;

9) проведение избирательной кампании и выборов президента и законодательного органа власти игрового государства (парламента);

10) проведение тренингов для актива обучающихся;

11) тесное взаимодействие с органами власти игрового государства;

12) работа по внутреннему нормативному оформлению деятельности самоуправления в школе.

Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук, профессор

Краткое описание основных этапов (разделов)

1. Организационный, подготовительный этап (запуск модели):

создание штаба запуска или проведения игры;

в первый год игры принятие названия государства, гимна, флага, герба, наименования и структуры органов государственной власти, наименования валюты (возможно, изображения банковских билетов).

1-я четверть текущего учебного года (возможен вариант – 4-я четверть как подготовка к наступающему году);

2. Избирательный (политический) этап:

формирование или регистрация «партий», общественных движений, избирательных блоков и т.д.;

проведение избирательной кампании;

выборы президента и законодательного органа власти.

1-я и 2-я четверти;

3. Законотворческий (правовой) этап:

разработка текста конституции школьного государства (дополнение и изменение уже существующей конституции) и других необходимых для проведения игры законов и документов;

«всенародное» обсуждение законов и документов, их принятие парламентом и утверждение президентом;

формирование правительства, избрание состава суда;

разработка и принятие экономических законов и т.д.

2-я и 3-я четверти;

4. Деятельностный (экономический) этап:

знакомство с понятием «государственный бюджета», его составлением и процессом принятия;

проработка возможности безналичного обращения денег;

подготовка финансовой системы (разработка макета валюты, принятие ее на заседании парламента и т.д.);

подготовка государственного заказа на проведение необходимых работ, которые могут быть оплачены школьной валютой;

решение вопроса о тех «товарах» и «услугах», которые на валюту могут приобрести граждане демократической республики и т.д.

3-я и 4-я четверти;

5. Отчетный этап:

отчет органов самоуправления о проделанной работе;

анализ ее итогов;

планирование следующего цикла.

Окончание следует

1. Организационный, подготовительный этап :

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте