Наличие хорошо разработанной модели ученического самоуправления само по себе еще не гарантирует ее эффективной деятельности. Она как некий идеальный образ, даже если он создан с учетом всех особенностей данного общеобразовательного учреждения, требует настойчивой и кропотливой работы по ее внедрению, то есть последовательной реализации нескольких основных этапов, совокупность которых позволяет успешно осуществить «запуск» школьного ученического самоуправления.
Поскольку эта последовательность в принципе универсальна для запуска любой модели самоуправления, то мы ее рассмотрим на примере модели «Демократическая республика». Если вы намерены использовать иную модель самоуправления, вам нужно только внести определенные коррективы с учетом ее особенностей.
Использование модели «Демократическая республика» как технологии ученического самоуправления предполагает четыре основных этапа. Название «этап» условно и относится в основном к тем школам, где наша модель запускается впервые. Тогда понятие «этап» соответствует его первоначальному смыслу, то есть продвижению от одного рубежа к другому. Организаторы могут рассчитывать на запланированный результат.
В последующем при использовании данной (или иной) модели в следующем учебном году рекомендуется не употреблять понятие «этап», а часть (раздел, программа и т.д.) данной технологии, так как избирательная (политическая) часть игры «Демократическая республика» не должна и не может завершиться в течение первой учебной четверти. Избирательная комиссия «Демократической республики» может и должна работать в течение всего учебного года, постоянно общаясь с избирателями и депутатами школьного парламента. Это же относится к законотворческой (правовой) части игры. Парламент должен работать все время, а не только во время очередного «этапа», совпадающего с учебной четвертью. Мы специально обращаем внимание на эти тонкости, так как среди организаторов ученического самоуправления есть и опытные специалисты, и коллективы, где самоуправление функционирует уже не один год, а также те, кто только предпринимает первые шаги.
Примечание. В первый год использования модели ее экономическую часть в полном объеме можно не проводить, ограничившись выборами органов власти и принятием законов демократической республики. Тем не менее подготовительную работу по запуску экономической деятельности в школьном государстве можно провести, чтобы иметь возможность в будущем учебном году использовать данную игру в полном объеме.
А теперь перейдем к подробному описанию основных этапов (разделов) модели «Демократическая республика».
Организационный этап
(запуск модели)
Основным содержанием этого этапа является подготовка к включению всего коллектива школы в реализацию модели самоуправления «Демократическая республика». До начала ее запуска следует создать (подобрать, сформировать и т.п.) инициативную группу педагогов. Она должна подробно ознакомиться с правилами игры и принять решение о целесообразности ее проведения (в каком-либо приемлемом для данной школы варианте). Это принципиально важный момент, поскольку именно от позиции педагогов, в особенности от той части педагогического коллектива, которая выступает инициатором введения новой модели самоуправления (программы воспитания школьников), зависят дальнейшие события. Будет ли вообще использована данная модель или школа (лицей, гимназия и т.д.) изберет какой-то иной способ (форму, методику, технологию) организации ученического самоуправления.
Именно эта инициативная группа, как правило, самостоятельно знакомится с моделью самоуправления, правилами предлагаемой игры, изучает методическое пособие по ее использованию, формирует собственное представление о возможности использовать эти материалы в практике образовательного процесса своего учреждения. Вслед за этим необходимо подготовить и провести педагогический совет для рассмотрения вопроса о проведении политико-экономической игры «Демократическая республика».
Если на педагогическом совете принято положительное решение, то формируется штаб по подготовке и проведению игры, в который входят заинтересованные педагоги и обязательно обучающиеся. Рекомендуется включить в инициативную группу тех учеников 9-11-х классов, которые участвовали в тех или иных формах организации ученического самоуправления, проявляют в этом направлении инициативу (или проявляли активность в деятельности детских общественных организаций или движений).
Штаб должен заниматься решением всех организационных вопросов, включая поиск дополнительных финансовых средств, необходимых для запуска избранной модели самоуправления.
В число организационных вопросов, которыми предстоит заниматься вновь созданному штабу, предлагается включить следующие.
1. Разработка и утверждение для данного общеобразовательного учреждения Положения о школьном самоуправлении в виде политико-экономической игры «Демократическая республика» с учетом данных рекомендаций и правил настоящей игры. Подчеркнем, что в каждом образовательном учреждении необходимо принять собственное положение, которое учитывает все основные особенности как ученического коллектива, так и коллектива педагогов и родительской общественности, а также то социальное окружение, в котором функционирует образовательное учреждение.
2. Утверждение совместно с органами ученического самоуправления (если таковые уже есть в образовательном учреждении) правил игры «Демократическая республика». Снова следует подчеркнуть, что предлагаемые правила являются лишь рекомендательными, обозначающими общее направление, канву развития и функционирования ученического самоуправления. Разумеется, отступать от основных принципов организации ученического самоуправления, рекомендуемых в данных материалах, не следует. Иначе будет создана совсем другая игра, что, впрочем, тоже вполне возможно. Только в этом случае не стоит ее называть «Демократическая республика», а придумать собственное название для модели ученического самоуправления, созданного на иных педагогических принципах и игровых правилах.
3. Составление организационного плана и графика проведения мероприятий по подготовке игры, включающих в том числе:
проведение консультаций по правилам предстоящей игры для всех групп будущих участников (например, по классам: отдельно для начальной школы, отдельно для 5-6-х, 7-8-х, 9-х, 10-11-х классов, а также отдельно для избирательной комиссии, будущих депутатов школьного парламента, будущих членов правительства и т.д.);
проведение в образовательном учреждении конкурсов на лучшее название государства, гимна, флага, герба, название и структуру органов власти, валюты и т.д.;
регулярное информирование через использование различных форм распространения информации (школьное радио, стенгазеты, специальные бюллетени, родительские собрания и т.д.) учащихся, педагогов и родителей о правилах игры, этапах ее проведения;
проведение выборов президента и законодательного органа власти игрового государства (парламента);
проведение тренингов для актива обучающихся, которые в ходе проведения выборов были избраны в органы власти игрового государства, а также тех, кто будут членами правительства или будут выполнять функции служащих в государственных органах.
4. Создание специальной конкурсной комиссии (с включением в нее педагогов, обучающихся, родителей и представителей предприятий) для проведения конкурсов на лучшее название государства, лучший герб и флаг, текст и музыку государственного гимна, внешний вид государственной валюты и ее название.
5. Формирование избирательной комиссии и подготовка всего необходимого для проведения предвыборной кампании и процедуры демократических выборов.
6. Проведение выборов президента и законодательного органа власти игрового государства в соответствии с принятыми и утвержденными правилами игры «Демократическая республика».
Во время подготовительной части игры члены школьного штаба, как правило, приглашая специалистов различных городских служб, учреждений или предприятий, в том числе и родителей, проводят консультации по политическому, правовому, экономическому разделам игры. Также консультации проводятся по основам использования всемирной сети «Интернет» для проведения мероприятий игры, презентации и функционирования игрового государства.
По отдельно согласованному плану возможно проведение учебно-методического семинара для актива школ и педагогов города с привлечением в случае необходимости специалистов городских служб – экономистов, юристов, политологов, специалистов МЧС.
Приводим краткую схему «подготовительного» этапа, то есть запуска модели самоуправления «Демократическая республика».
В дальнейшем будет описан функционал каждой рабочей группы, что позволяет инициаторам и активистам реально представить себе тот объем дополнительной нагрузки, которую придется взять на себя каждому из них. Это дает возможность педагогам, учащимся и родителям реально представить себе, что их ожидает в случае положительного ответа на вопрос о начале внедрения новой модели ученического самоуправления. Такое трезвое взвешивание своих «перспектив» поможет избежать излишней эйфории от знакомства с теорией самоуправления или хорошо описанными моделями.
Инициативная группа:
1) знакомство с моделью «Демократическая республика»;
2) взаимодействие с администрацией школы по вопросу о возможности использования данной модели;
3) выработка подходов к реализации данной модели в своем образовательном учреждении;
4) подготовка вопроса о запуске игры «Демократическая республика» на педагогическом совете.
Педагогический совет:
1) рассмотрение образовательных аспектов модели «Демократическая республика» применительно к школе;
2) рекомендация к запуску модели в данном образовательном учреждении;
3) подбор педагогов и обучающихся в штаб подготовки игры;
4) подбор педагогов для консультирования направлений игры.
Штаб запуска игры «Демократическая республика»:
1) тесное взаимодействие с педагогическим советом и администрацией;
2) выработка положения об игре и правил игры в образовательном учреждении;
3) подготовка организационного плана и графика проведения мероприятий игры;
4) регулярное информирование учащихся, педагогов и родителей о правилах игры, об этапах ее проведения;
5) формирование групп консультантов игры;
6) проведение консультаций по правилам предстоящей игры;
7) формирование избирательной комиссии;
8) проведение конкурсов на лучшее название государства, гимна, флага, герба, название и структуру органов власти, валюты и т.д.;
9) проведение избирательной кампании и выборов президента и законодательного органа власти игрового государства (парламента);
10) проведение тренингов для актива обучающихся;
11) тесное взаимодействие с органами власти игрового государства;
12) работа по внутреннему нормативному оформлению деятельности самоуправления в школе.
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук, профессор
Краткое описание основных этапов (разделов)
1. Организационный, подготовительный этап (запуск модели):
создание штаба запуска или проведения игры;
в первый год игры принятие названия государства, гимна, флага, герба, наименования и структуры органов государственной власти, наименования валюты (возможно, изображения банковских билетов).
1-я четверть текущего учебного года (возможен вариант – 4-я четверть как подготовка к наступающему году);
2. Избирательный (политический) этап:
формирование или регистрация «партий», общественных движений, избирательных блоков и т.д.;
проведение избирательной кампании;
выборы президента и законодательного органа власти.
1-я и 2-я четверти;
3. Законотворческий (правовой) этап:
разработка текста конституции школьного государства (дополнение и изменение уже существующей конституции) и других необходимых для проведения игры законов и документов;
«всенародное» обсуждение законов и документов, их принятие парламентом и утверждение президентом;
формирование правительства, избрание состава суда;
разработка и принятие экономических законов и т.д.
2-я и 3-я четверти;
4. Деятельностный (экономический) этап:
знакомство с понятием «государственный бюджета», его составлением и процессом принятия;
проработка возможности безналичного обращения денег;
подготовка финансовой системы (разработка макета валюты, принятие ее на заседании парламента и т.д.);
подготовка государственного заказа на проведение необходимых работ, которые могут быть оплачены школьной валютой;
решение вопроса о тех «товарах» и «услугах», которые на валюту могут приобрести граждане демократической республики и т.д.
3-я и 4-я четверти;
5. Отчетный этап:
отчет органов самоуправления о проделанной работе;
анализ ее итогов;
планирование следующего цикла.
Окончание следует
1. Организационный, подготовительный этап :
Комментарии