Имя Лидии Константиновны Филякиной знакомо многим педагогам страны. Все в ее профессиональной жизни шло наоборот. Закончив физфак пединститута, Лидия Константиновна работала в старших классах. А затем, неожиданно для коллег, стала «спускаться». Сначала в среднюю, потом – в начальную школу.
Позже писали мы и о созданной ею «Семейке» – семейной школе, где за «партой» оказывались мамы и папы, бабушки со своими двух-трех-пятилетними детишками.
Свою систему Л.Филякина называет «просто»: ИНОВО – интуитивно-образного возрождения в обучении. А цель ее сложна – сохранить нормальную жизнь на уроке. То есть сохранить ребенка как человека говорящего, слушающего, действующего.
Сегодня для учителей, родителей и готовящихся стать ими мы открываем новую рубрику: «Забытые истины». Лидия Филякина начинает разговор о том, что, собственно, забыто в воспитании. Повторяем, это не советы, а именно размышления о ребенке в школе. Очень важно, чтобы учитель с родителем были вместе с маленьким учеником. За него, а не против. Ждем ваших откликов.
Воспитание… Вдумаемся в это слово. В нем ясно выражена необходимость «питания», но это пища для души. Малыш приходит в нашу жизнь. С первых минут он нуждается не только в молоке матери, но и в ее теплоте и улыбке.
Если дитя долго не приносят матери, оно плачет и болеет. Рекомендуется сразу же после рождения приложить младенца к материнской груди и положить его ей на живот. Это залог спокойствия малыша.
Спрашивают, когда надо начинать воспитывать ребенка. И отвечают: с первых минут его рождения. Вопрошающий имеет в виду приучение к дисциплине жизни. А отвечающий нечто иное: воспитание души малыша. Без развития эмоциональной сферы малыш превращается в душевно неразвитое существо. Это часто случается в домах ребенка, где нет достаточных людей, чтобы взять каждого на руки, с каждым посюсюкаться и каждому поулыбаться. Как же наши книги раньше советовали обращаться маме с маленьким? Сурово! Не носить зря на руках, кормить по часам. Наверное, взрослым так удобно. А человечку, который еще не может сказать о своих неудобствах?! Бабушки учат своих молодых дочек-мам другому. Они советуют перебрать все: покормлен ли, то есть не голоден ли, не мокренький ли, не болит ли животик или головка. И первая помощь та же, что и при рождении, – прижать животик и все тельце к своему, воссоединиться, как до рождения.
Не менее важна заботливая и чуткая рука в жизни новичка-ученика. Чем встречает ребенка школа? А как всегда – страхом и дисциплиной! Сколько заплаканных лиц выходят из школы уже в первые дни учебы?!
Мы, теперь уже учителя, принимаем детей из рук мам. И нам так же важно не разлучить ребенка с мамой, папой, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами. Наши сердца надо настроить на чуткое внимание к каждому ребенку. Но не только! Наш школьник пяти-шести лет идет в школу. И хорошо бы знать, чем его занять в это время жизни. Главная наша учительская забота – создать семейные, теплые отношения в новом содружестве – в классе. Итак:
– не поссорить с семьей,
– создать новый мир в этом школьном доме.
Вы услышали? Мир, а не войну с ребенком, дом, а не казенщину.
С чего же начать? Со знакомства. Нам все эти дети не известны. А они друг с другом многие знакомы уже давно, с садика. Наше с вами дело не разрушать, разделять, а сохранять и созидать без насилия те короткие связи, которые уже у них сложились в их небольшой, но все же жизни.
Давайте до встречи с детьми узнаем о них. Прежде всего:
– кто из них ходил в одну группу в детском саду,
– кто живет в одном доме,
– когда будем брать анкету у родителей при поступлении в школу, обязательно поставим вопросы: «С кем дружит ваш сын или дочь?», «С кем из членов семьи у ребенка самые доверительные отношения?».
И это ни в коем случае, никогда не должно быть использовано в своих корыстных целях. Это входит в кодекс чести учителя.
Многие учителя начальной школы рассаживают детей в классе, разрушая специально всякие детские взаимоотношения в угоду себе любимым, чтобы лихо справляться (читай расправляться) с классом и любым ребенком и для установления дисциплины. Даже руки и ноги учеников эти горе-наставники по-прежнему укладывают и устанавливают по-своему, создавая таким образом почти невозможные условия существования ребенка, лишенного движения в течение получаса и больше. Зачем? Кому это надо? Да нам, любимым! Ведь порой слышишь в классе: «Дима, не мешай мне!» Как может ученик мешать учителю, а?! Для кого мы в школе? Да не они – для нас, а мы – для них! Вот если мы так смотрим на свою работу, то давайте согласимся сразу, что мы почти не знаем, что же нам делать, как себя вести и как все-таки управиться со своими обязанностями. На этом пока остановимся, чтобы подумать и решить какие-то свои задачи. Пишите. Сейчас начало года, а что заложишь, то и вырастет. В следующих наших встречах мы займемся «знакомством»! Без ваших вопросов очень трудно продолжать.
Ваша Л.К.
Комментарии