Как сделать пространство школы максимально удобным, практичным и при этом оказывающим позитивное воздействие на всех участников образовательного процесса? На помощь приходит практика соучаствующего проектирования, когда интересные идеи предлагают не архитекторы, а будущие пользователи – учителя, ученики, родители.
Сейчас во всем мире происходит смена принципов и стандартов образовательного пространства. Образовательная среда теперь воспринимается как «третий педагог» в поддержку школе и родителям. И здесь важно правильно организовать пространство образовательных организаций, чтобы улучшить процесс и результаты обучения детей.
В школьном возрасте формируется ответственность за себя и свою жизнь, в ребенке идет процесс простраивания внутренних границ. Поэтому увлечь его можно, только предложив ему стать участником совместной деятельности. Идеальная среда получится в том случае, если школьнику дают возможность высказаться, а решение принимается коллегиально. Но для того чтобы дети могли стать ответственными и активными участниками проектирования, их необходимо подготовить, дать основы проектной деятельности и визуальной культуры.
Соучаствующее проектирование в школе №2070 можно рассмотреть на примере создания арт-пространства для исторических корпусов школы. Важнейшая задача этого проекта – вовлечь школьников, педагогов, родителей, жителей района, администрацию в процесс проектирования. Первый этап работы – опрос среди родителей, школьников и педагогов, в ходе которого выяснились основные проблемы и потребности.
Затем коллектив педагогов, дизайнеров, художников, архитекторов приступил к работе. При этом готовых проектных решений никто не предлагал: учителя и архитекторы направляли и связывали между собой участников процесса. Сначала провели тренировочные игры и вводную видеопрезентацию: показали результаты опросов, выявленные проблемы, потребности и желания родителей, учеников и педагогов, чтобы настроить участников уже непосредственно на проектирование. После этого работа продолжилась в режиме воркшопа: участники делились на группы, разрабатывали проектные предложения и защищали их. Затем вступали специалисты, на основе полученных решений они предлагали участникам свой вариант.
Первой пробой в направлении соучаствующего проектирования стала работа исследовательского модуля кружка «Как стать дизайнером» «Оформление внутреннего пространства как способ визуального формирования бренда». В проекте участвовали около 50 учеников школы, педагоги и родители. В течение месяца они разрабатывали собственные решения. Выбрали идею оформления, выстроенную на образе живой клетки как элементарной системы, способной к самостоятельному существованию, воспроизведению и развитию. На основе визуального образа клетки разработаны знак и слоган центра «Творчество начинается здесь».
Организуя интересный творческий процесс, его можно оформить различными визуальными средствами, исходя из поставленных задач:
– эмоциональных (цвет стен и мебели, фото, декор, афоризмы);
– функциональных (выставочные зоны, меловые доски, зоны отдыха, место для фотосессий, зоны для выступлений артистов и танцевальных групп);
– навигационных (указатели, таблички);
– имиджевых (знак, логотип, слоган).
Эти выразительные средства лежат в основе айдентики (визуальной части бренда) центра и не только работают на улучшение имиджа и повышение его узнаваемости, но и создают разнообразную и дружелюбную атмосферу, а главное – позволяют всем участникам процесса почувствовать себя частью целостной системы, оставляя за собой право на выбор темы, коллег по проекту, методов работы и вариантов оформления.
Один из интересных соучаствующих проектов реализовали участники объединения «Как стать дизайнером» (2-й курс обучения) – «Стикеры на стенах». Инициативная группа сформировала предложение по дизайну каждого кабинета. Выполняя полный цикл от идеи до воплощения, юные дизайнеры учатся воплощать свои мечты в реальность, одновременно меняя ее, делая среду дружественной, открытой, способной объединить людей. Процесс соучаствующего проектирования, в который вовлекаются дети и подростки, позволяет им почувствовать свою значимость. Дополнительный бонус: в школах, где ученики становятся творцами окружающего пространства, нет вандализма. Зато создается связь между школьной средой и личностью ребенка.
Новое арт-пространство, выполненное методом соучаствующего проектирования, позволило ученикам и педагогам создать творческие группы для художественной, литературной, музыкальной деятельности. В целом проект направлен на создание комфортной развивающей образовательной среды в школе и мотивацию социального сотворчества и сотрудничества.
Пресс-служба школы №2070 имени Героя Советского Союза Г.А.Вартаняна
Комментарии