search
main
0

Рождающий высокую мечту

Было время, когда в каждом дворе мальчишки играли «в Гагарина», девчушки – «в Терешкову», клубы, кружки, секции юных космонавтов были чуть ли не в каждой школе нашей страны. Но космические полеты давно стали привычными, и юных друзей космонавтов значительно поубавилось. Ныне у отпрысков былых поклонников Гагарина, Терешковой, увы, иные кумиры. Впрочем, к счастью, не у всех. Как и прежде, космонавтика окружена ореолом романтики, героизма, подвига. Ведь не зря ученые утверждают: в потаенной глубине человеческого сознания живет жажда увидеть невиданное, изведать непознанное.

Мечта – взглянуть на родимую Землю со стороны и помчаться к далеким звездам – столь же древняя, как само человечество, – по-прежнему жива. И по-прежнему есть энтузиасты-педагоги и их бескорыстные помощники-ветераны, которые вселяют в юные души эту высокую мечту, жажду познания неизведанного, увлеченность романтикой космоса и восхищение мужеством его покорителей. В этом убедился наш автор, побывав в Музее космонавтики столичной школы № 1910.

Практика использования школьных музеев в воспитании подрастающего поколения давно и прочно утвердилась в педагогике. Нынче, после времени незаслуженной недооценки, он, похоже, переживает ренессанс. И выбор музейной тематики не бывает случайным. Почему же учителя и школьники сделали его в пользу космонавтики?

Педагог с двадцатилетним стажем, директор школьного музея Людмила Верединская ответила просто: «Дети – самые мечтательные существа на Земле – буквально бредят космонавтикой».

Мнение учительницы подтвердил школьник Федя Верединский, принимающий активное участие в работе музея. Он рассказал, что с ранних лет мечтал узнать, как устроена наша Вселенная, какие звезды окружают Землю. Он очень гордится тем, что родился в марте – как и первый космонавт Земли Юрий Гагарин. А как утверждает гороскоп, рожденные под созвездием Рыб – люди мечтательные, ищущие, стремящиеся разведать непознанное.

Кстати, школьный музей не просто космический. Полное его название – «Космонавты – верные сыны Отечества» – красноречиво говорит о том, что изначально создавался он не просто с «познавательно-развлекательной» целью, в качестве рабочего инструмента формирования у ребят гражданских и патриотических качеств личности.

Музей действует с апреля 1998 г. Инициатором его создания стал член школьного родительского комитета Юрий Беницевич. Он – человек удивительной судьбы, участник Великой Отечественной войны, член Федерации космонавтов России, автор книги «Секрет Гагарина». Хотя сын этого человека давно окончил школу, Юрий Феликсович не порывает связи с ней. Благодаря ветерану в экспозиции музея так много фотографий космонавтов, флажков, игрушек, побывавших в космосе, и других интересных вещей, ставших экспонатами. Заботится Юрий Феликсович и о том, чтобы найти спонсоров для поддержки школьных энтузиастов музейного дела, например, организовать поездку детей в Киржач – на место гибели Юрия Гагарина.

Привлекает внимание даже взрослых, не говоря уж о детях, мини-планетарий, созданный самими школьниками, и выставка моделей летательных аппаратов, подготовленная учениками Дмитрием Будько, Алекесеем Мишиным.

В школьном музее несколько экспозиций. Одна из них посвящена выдающемуся сыну России, чьи научные труды торили дорогу к звездам, – Константину Циолковскому. Своеобразным эпиграфом к экспозиции музея служат пророческие слова ученого: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и пролетевшего в межпланетное пространство… он русский. По профессии, вероятнее всего, летчик… У него – отвага умная, лишенная духовного безрассудства.., открытое лицо, глаза сокола».

Другая экспозиция рассказывает о главном конструкторе Сергее Королеве. Три – посвящены первому летчику-космонавту планеты Юрию Гагарину, его семье, работе, последнему полету.

Школьники собрали в музее хорошую библиотеку литературы о космонавтике. В ней книги Юрия Докучаева «Урок Гагарина»; Юрия Нагибина «Маленькие рассказы о большой судьбе»; Валентины Гагариной «108 минут и вся жизнь» и многие другие. Хранятся в музее газетные и журнальные публикации о космосе, тоже собранные детьми. А еще ребята создали галерею портретов космонавтов. Есть в ней, например, портреты В. Коваленка, В. Рюмина, Ю. Романенко. Многие – с автографами и личными подписями космонавтов.

Одна из экспозиций посвящена международному сотрудничеству в пилотируемой космонавтике. В ней представлены фотографии членов международных экипажей, Д. Гленна, У. Ширра, Д. Янга и других иностранных партнеров российских космонавтов, сувениры, символизирующие совместные полеты, памятные медали, значки, открытки с космической тематикой.

Признаюсь, все это увлекает даже взрослого человека, прежде не слишком интересовавшегося космонавтикой. Но самое прилекательное для ребят – это активная работа, разнообразные мероприятия, которые проводятся в музейных стенах.

Школьники избрали совет музея. В него входят Анатолий Рогов, Дмитрий Шилин, Юлия Бердинская, Дилара Салимжанова. Директору музея Людмиле Николаевне активно помогают в работе коллеги-учителя – астрономии Валентина Глебова и истории Надежда Петровна Шумарина. Все вместе они выступают инициаторами всего того, что происходит в музее. Цель, как рассказала Людмила Николаевна, – воспитание у ребят сознания гражданского долга, чувства патриотизма. И яркие примеры жизни и космического подвига верных сынов нашей Отчизны – космонавтов – благодатная основа для воспитания у ребят этих личностных качеств.

Своеобразным девизом своей работы педагоги и дети выбрали четверостишие Державина:

А слава тех не умирает,

Кто для Отечества живет,

Времен в глубоком

отдаленье

Потомство тех увидит тени.

С ребятами поддерживают добрые отношения генерал-лейтенант С. Белоцерковский, летчик-испытатель Марина Попович, летчик-космонавт, Герой Советского Союза

В. Савиных. В мероприятиях школьного музея кто-нибудь из них обязательно участвует. Способствуют музейной работе школьников и связи с Музеем авиации и космонавтики при Московском авиационном институте, Музеем С. Королева, Домом-музеем Ю. Гагарина, Институтом геодезии и картографии.

Доброй традицией школы стали открытые уроки в музее для первоклассников. Его проводят члены совета музея. Речь, как правило, идет о долге и чести, мужестве, самоотверженности, самодисциплине и других качествах, без которых не может состояться и летчик-космонавт. Активисты музея проводят для всех учеников школы беседы: «Этот далекий и манящий космос», «Жизнь – гражданский подвиг» – о Циолковском, «Знаете, каким он парнем был?» – о Ю. Гагарине и на другие темы. Причем дети сами их готовят.

В музее постоянно организуются различные детские конкурсы – юных художников, фантазеров, знатоков, способствующие развитию интеллектуальных, творческих способностей детей. Говоря об этом, Людмила Николаевна показала мне рисунки школьников Саши Чайкина, Лены Алиевой и других, вызывающие удивление силой детского воображения и умением ярко отразить свои представления о космосе на листе бумаги.

Актив музея выпускает стенгазеты, отражающие различные памятные события, например, посвященные музейной работе и различным знаменательным датам, например, 100-летию Валерия Чкалова, 70-летию Юрия Гагарина. Это тоже одна из форм творческой активности детей, способствующая углублению их знаний.

Патриотическая направленность музея находит отражение и в тесных связях школьников с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы. Со школой дружат участник Великой Отечественной войны, бывший летчик Николай Полтавин, ветераны военной службы Александр Губанов, Константин Грашев и другие. Многие мероприятия ребята и ветераны проводят сообща.

Музейную экспозицию 1910-й школы постоянно посещают дети из соседних школ №№ 1562, 1958, 1959, в которых созданы свои музеи – Артема Боровика, боевой славы, народного творчества. «Идет своеобразный обмен опытом музейной работы», – говорит Людмила Николаевна.

С какими проблемами сталкиваются школьные энтузиасты музейного дела?

«Их немало, – ответила учительница. – Одна из них – отдаленность школы, находящейся в новом районе Москвы Марьино. Иной раз детям хочется встретиться с кем-то из известных людей, в частности, с космонавтом, но из-за неблизкого расположения района и занятости человека встреча откладывается.

Другая проблема – острый дефицит в школе педагогов-мужчин. А ведь они должны быть главной силой патриотического воспитания. Причина материальная. Зарплата учителей невелика, поэтому сильный пол не стремится к этой профессии.

А еще детям в своем музее очень хотелось бы видеть скафандр, костюм космонавта, образцы космической пищи, которые представлены в Музее космонавтики в Звездном. Но как нам приобрести такие экспонаты? Надеемся лишь на спонсоров. Может быть, кто-либо из них прочитает газету и поможет?»

«Нам очень нужны компьютер и видеотехника, – добавили ребята. – Иной раз полезную информацию о космосе приходится записывать в тетрадь. Было бы удобнее хранить ее в памяти компьютера. Негде и видеофильмы о космонавтах просмотреть».

Многие мальчишки, занимающиеся в музее космонавтики, всерьез думают связать с ней выбор будущей профессии. Например, Толя Рогов, Дима Шилин, хоть и учатся в 8-м классе, уже определили свой выбор – мечтают о поступлении в военно-учебные заведения Космических войск. И кто знает, может быть, спустя годы их фотографии в офицерской форме украсят родную школу. И новые юные экскурсоводы будут с гордостью рассказывать посетителям, что именно отсюда – из стен школьного музея «Космонавты – верные сыны Отечества» начался их путь в ряды профессионалов звездной рати России…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте