search
main
0

Ровесник века, вестник Октября. О том, какой видели революцию большинство советских художников, – выставка Александра Лабаса

К столетию октябрьских событий в Институте русского реалистического искусства открылась выставка графических и живописных работ современника революции Александра Лабаса из цикла «Октябрь».

Экспозицию «Александр Лабас. Октябрь» открывает портрет художника на фоне полотна с одноименным названием, выполненного в 1928 году. Автопортрет, созданный на 50 лет позже, подчеркивает важность революционной темы в искусстве живописца, о которой он не забывал и в самые тяжелые годы своей жизни. Возвращение к работам, сделанным в юности, характеризует его мысли и устремления – как творческие, так и человеческие.

Александр Аркадьевич Лабас – выдающийся советский авангардист, один из основателей группы ОСТ (Общество станковистов), художник с мировым именем. Участник Гражданской войны, человек, преданный идеалам Революции, в 1930-е из-за абсурдных обвинений в формализме он отходит от своего стиля и тематики и переключается на театральную работу. В 1966 году негласный запрет на его творчество снимается, и мастер начинает выставляться в крупнейших музеях страны, а его картины входят в собрание Третьяковской галереи и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Романтические и утопически-прекрасные идеалы Октября, которые исповедовал 17-летний еврейский юноша, со временем претерпели изменения, но остались сквозной темой его искусства.

Он родился в 1900 году в Смоленске, но за долгую жизнь сменил еще несколько адресов: сначала обосновался в Риге, затем переехал в Москву. Живопись вошла в его жизнь уже в детстве: семилетний мальчик занимается в частной студии, позднее поступает в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище, еще через некоторое время дополнительно обучается у Федора Рерберга, а в следующем, 1916 году – в студии Ильи Машкова. Наконец, сразу после Революции он становится студентом знаменитых ВХУТЕМАС, которые заканчивает после трехлетнего перерыва, вызванного добровольным участием в Гражданской войне. Среди его учителей – сплошь великие: Петр Кончаловский, Константин Истомин, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов.

Он и сам поработал педагогом, преподавая во ВХУТЕМАСЕ композицию и цвет, а в физической лаборатории – цветоведение. Его имя хорошо известно за рубежом, где он выставлялся, несмотря на пресловутый формализм: в 1937 году на Всемирной выставке в Париже, в 1939 – в Нью-Йорке. Работа всегда составляла смысл его жизни, и заниматься живописью Лабас продолжал до самого последнего часа.

В его насыщенной творческой деятельности Революция занимает особое место. «Я поклялся себе, что буду все-все смотреть и потом обо всем напишу. Везде пролезу. Пусть хоть смерть! Ничего не пропустить! Вот она, перед глазами делается новая история», – говорил художник. Лабас не хотел быть пассивным наблюдателем этой новой вершащейся истории: в 19 лет он отправляется на Восточный фронт, наслушавшись рассказов брата. Там он создавал агитационные плакаты, расписывал поезда. Но главной достижением этого периода стали эскизы и акварели, навеянные грозными событиями.

«Октябрь» – возможно, определяющая, знаковая серия во всем искусстве Александра Аркадьевича. В картинах «Утро после боя», «Ночью в октябре» отражается история, запечатленная глазами очевидца. По мотивам реальных воспоминаний были исполнены пронзительные, энергичные композиции, в которых правдивость сочетается с поэтикой. «Поэзия и романтика жили в нас самих. Мы надеялись, что будет лучше…» Тогда порывистый юноша не мог предположить, что через 20 лет его брат-герой, комбриг Красной Армии, зам. начальника штаба Киевского Военного Округа, будет расстрелян по обвинению в заговоре. И на его полотнах нескончаемые вереницы солдат остервенело штурмуют Зимний и стены Кремля, восторженно тянут руки к Ленину, гордо стоящему на броневике, железным потоком катятся по унылым фронтовым дорогам.

«Со штыками», «Стреляют», «Стеной идут» – говорящие названия графических набросков, в беглом росчерке которых живет и дышит напряженный острый момент, судьба и история. Много лет спустя, в 1960-е, Лабас вернется к карандашным эскизам, чтобы создать работы в цвете. В его поздних произведениях нет темперамента и напора юности, но есть грустное раздумье о прошедшем, переосмысление былого. Тех удивительных дней, когда «революция идет. Старое разламывает и все бросает прямо в ад».

Во многих полотнах и акварелях сильно ощущение незавершенности, но в этом и заключается их волнующее очарование и лиризм. «… И все вместе существует в картине как подтекст, как символ, как нечто угадываемое. Вот почему часто незаконченное произведение, в частности эскиз, может таить в себе глубокое внутреннее содержание, нередко более сложное, чем иные внешне вполне законченные работы», – считал художник Владимир Костин.

В размытых, расплывающихся красками и цветом картинах интуитивно угадываются фигуры, жесты, события. На полотне «В октябре 1917» толпа людей на боевых машинах, кажется, совершает какой-то пугающий обряд на улицах революционного города. Тревога разлита в самом воздухе, а мрачные серые тона перебиваются зловещими красно-оранжевыми сполохами. Асфальтовые, синеватые цвета превалируют в его произведениях, выполненных маслом. Прием смазывания, густой мазок, эксперименты с перспективой являются отличительными чертами его живописной манеры.

Самая поэтическая работа – «Наш переулок утром». «И это напряжённое состояние, поразившее меня тогда, тишина в переулке, красивая осень и предчувствие гигантских событий стояли у меня перед глазами, когда я в 1929 году писал картину. Осень, загорелся рыжий клен, нависло большое дерево, а вдали туман, сквозь него видны дома, большие каменные и деревянные, видны фигуры бегущих людей, слышны отголоски перестрелки». Идеализация героев тех огненных лет прошла через всю жизнь Лабаса. Как и вера в огромную важность произошедшего в октябре 1917.

В экспозиции ИРРИ в 5 залах представлено около 50 графических и живописных работ из собрания Третьяковской галереи, Пушкинского музея и Лабас-фонда, архивные фотографии из собрания Мультимедиа Арт Музея 1917–1923 годов, подтверждающие правдивость кисти Александра Аркадьевича. В первом зале посетители смогут увидеть документальные материалы, среди которых личное дело художника из Государственного военного архива. Лабас – не просто человек, повзрослевший в тяжелые годы, когда вершилась судьба нового государства, но прежде всего творец, чьи произведения помогают воспринять и переосмыслить яростный Октябрь, навсегда переломивший ход событий в стране и мире.

Успейте сходить на выставку «Александр Лабас. Октябрь» до 10 декабря.

Фото с сайта «Фонд художника Александра Лабаса»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте