search
main
Топ 10
Президент подписал закон о единых общеобразовательных программах в школах России В школах Дагестана открывают мобилизационные пункты Анзор Музаев: частичная мобилизация не скажется на учебном процессе Российские педагоги начали преподавать в школах Монголии Началась торжественная церемония открытия конкурса «Учитель года» – 2022 – трансляция Открыто Всенародное голосование конкурса «Учитель года России – 2022» В Минпросвещения разработали перечень учебников, которые можно использовать в школах Урок физкультуры: должен ли ребенок присутствовать на занятии, если есть освобождение Стартовало первое конкурсное испытание заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2022 «Учитель года» – 2022: как пройдет финал профессионального конкурса педагогов По 7 уроков каждый день: члены жюри рассказали, как проходят испытания на конкурсе «Учитель года» – 2022 В рамках празднования Дня СПО в России пройдут квесты, профессиональные конкурсы и арт-флешмоб Совфед одобрил «золотой стандарт» для школьной программы В школах и колледжах проходят ВПР: какие работы пишут учащиеся, когда объявят результаты Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям – 2022» стала Елена Стальмак из Санкт-Петербурга Петр Положевец выступил на церемонии открытия конкурса «Учитель года» – 2022 В Подмосковье начали набор на бесплатные двухлетние курсы по программированию для школьников Увеличить количество позитивной информации: состоялось первое заседание совета учителей-блогеров Запрет на мобильные телефоны: как он исполняется в школах Названы имена победителей первого тура конкурса «Сердце отдаю детям»
0

Ростокинский рабочий батальон. Исследовательская работа продолжается

​Уже полтора года учащиеся нашей школы работают над социально-исследовательским проектом «Ростокинский рабочий батальон».

15-16 октября 1941 года в здании нашей школы формировался Ростокинский рабочий батальон, ставший частью 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии. Это были самые тяжелые дни обороны Москвы, и на защиту родного города встали пожилые рабочие, студенты, профессура, вчерашние школьники.Персональный состав батальона доподлинно неизвестен. Списки нигде не сохранились. Историей батальона специально никто никогда не занимался. Даже его численность (180 человек) ребятам удалось выяснить уже в ходе исследования. Сама тематика проекта не позволила остановиться только на исследовательских целях и задачах – установление списочного состава бойцов и командиров Ростокинского рабочего батальона, их боевого пути и обстоятельств службы, мест гибели, уточнение захоронений. Были поставлены и социальные задачи: увековечение памяти погибших, а также распространение информации о батальоне среди учащихся школы и жителей района.Год назад на основе фотографий несохранившейся школьной мемориальной доски, материалов исследователей истории 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии и материалов федеральных баз данных «Память народа» и «Подвиг народа» был составлен список из более чем 300 имен солдат Великой Отечественной, которые могли быть бойцами Ростокинского рабочего батальона. А дальше началась серьезная и кропотливая исследовательская работа. Ребята изучают исторические, в первую очередь архивные, документы, консультируются с исследователями истории 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии, сообществом потомков 13-й дивизии народного ополчения, поисковиками, архивистами (в том числе зарубежными), посещают профильные музеи и выставки.Все полученные данные тщательно сопоставляются, а найденные сканы документов сохраняются в индивидуальных папках. Создается сводная справка по каждому человеку. Справка содержит информацию о дате и месте рождения, дате и месте призыва, воинском звании и должности по последнему месту службы, полученных наградах, причинах выбытия из списков личного состава части, данные по первоначальному захоронению, увековечению в Книге Памяти и в местах воинских захоронений.По найденным расхождениям (например, отсутствие имени в Книге Памяти или на воинском захоронении) готовятся материалы для обращения в местные органы исполнительной власти и военные комиссариаты. На сегодняшний день удалось выяснить имена 126 бойцов и командиров, которые с высокой долей вероятности были в составе Ростокинского рабочего батальона. С родственниками троих из них и одним живущим ныне ветераном установлены контакты.Результаты исследований (включая довоенное место жительства и фотографию с места захоронения) под хештегом #Ростокинскийрабойчийбатальон регулярно публикуются в группе «Район Алексеевский/Останкино/Ростокино» в Фейсбуке, объединяющей более 4 тысяч жителей. Опубликовано 85 постов, благодаря которым ребята надеются найти родственников бойцов этого батальона. К сожалению, пока откликнулись только родственники комиссара батальона А.Бызыльникова, связь с которым ими была потеряна еще в 1936 году. Но уже несколько жителей написали о том, что на опубликованных фотографиях мемориальных досок нашли знакомые имена. Вообще эти публикации вызывают значительный интерес у жителей района.В ходе работы над проектом выделилось около 10 индивидуальных тем для исследования: «Тяжелые бои под Молвотицами», «Радист Вера Лебединская», «Базыльниковы: комиссар и военврач», «Сестрички» из Ростокино» и другие.Индивидуальный исследовательский проект «Это было под Солнечногорском» занял 2-е место на городском этапе Всероссийского конкурса краеведческих работ «Отечество», а на завершающем – стал дипломантом. Еще в прошлом году, после анализа документов и поездки в Солнечногорск Московской области, ребятам удалось добиться исправления имен четырех воинов 278-го артдивизиона (который взаимодействовал с 3-й мксд) на памятнике в этом городе. В течение 70 лет фамилии или инициалы погибших солдат там были с ошибками. Работа была продолжена, и на основе архивных документов (советских и немецких) удалось уточнить имена еще троих бойцов этого артдивизиона, точное место, обстоятельства, а главное – дату боя защитников Москвы. Удалось доказать, что мужество и умелые действия артиллеристов (фашисты докладывали своему командованию, что орудий им противостоит в 6 (!) раз больше, чем это было в действительности) смогли почти на сутки задержать продвижение вражеских войск. Материалы исследования и документы ребята передали в краеведческий музей  Солнечногорска.В ноябре при финансовой поддержке школы ребята посетили «наследников» 3-й мксд – 467-й учебный центр в Коврове. Увы, но вся документация военных лет уже передана в архив, и командование части с признательностью приняло для экспонирования в музее истории 467-го ОУЦ копии важных документов по истории дивизии, которыми поделились ребята.В декабре исследовательская группа провела в 4-8-х классах школы 14 уроков Мужества. На каждом таком уроке ребята рассказали о славном боевом пути 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии и своей работе над проектом «Ростокинский рабочий батальон». Буквально со слезами на глазах все смотрели видеообращение ветерана дивизии, снайпера, а затем военного моряка 93-летнего Гарри Григорьевича Горчакова-Баргайса, проживающего сейчас в Риге.Важной частью урока Мужества стали мастер-классы, на которых юные исследователи учили младших школьников работать с базами данных «Память народа», «Подвиг народа» и ОБД «Мемориал».Проект «Ростокинский рабочий батальон» был представлен на городской конференции «Московское народное ополчение 1941 года», межрайонной ученической конференции «Сохранение истории и памяти о народном ополчении в школьных музеях СВАО», секции «Музейный консорциум» в рамках конференции университетского округа МПГУ. Работа над проектом продолжается!Александр ДРАХЛЕР, учитель истории и обществознания, классный руководитель школы №293 имени А.Т.Твардовского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте