search
main
0

Россия возродится образованием

Когда меня спрашивают, чего я сегодня хочу больше всего на свете, я отвечаю – успеха. Не личного, не собственного, я мечтаю, чтобы в какой-то сфере, любой, без разницы, сложилась ситуация прорыва, успеха, чтобы мы почувствовали, что есть позитивная динамика хоть в чем-то. Но, конечно, как человек, от начала и до конца принадлежащий сфере образования, я хотел бы, чтобы успех сопутствовал именно ей, был достигнут именно в этой сфере. Между прочим, мои желания совпадают с реальным положением дел, с реальным потенциалом образования: прорыв, успех возможны только в этой сфере, потому что здесь есть множество талантливых, добросовестных людей, которые желают, умеют работать, составляя самый ценный, не включенный пока еще ресурс России. Причем, что отрадно, ресурс подорван, но пока не истощается, все структуры образования дееспособны, энергичны, способны и к перестройке, и к работе на полную мощность.

Мы часто обращаемся к анализу того, почему перестройка не получилась такой, какой задумывалась. Одна из причин в том, что отцы-реформаторы недооценили роль и мощь образования. Люди так устроены, что им нельзя просто приказывать, нельзя превращать их в автоматы, принимающиеся за дело сразу после получения приказа. Рыночное, перестроечное мышление должно было сформироваться постепенно, ведь речь идет об обретении народом России новой культуры. В других странах на это ушли столетия, мы способны, талантливы, мобильны, но при одном условии: мы должны ясно осознать необходимость перемен.

Если бы образование изначально взяло на себя такую роль – роль творца культуры реформирования, может быть, дела у нас шли совсем по-другому – лучше, эффективнее. Но школу в расчет не взяли, наоборот, задвинули в дальний угол, и теперь мы расхлебываем заваренную кем-то кашу ошибок и промахов. Еще не поздно: если мы развернем соответствующие образовательные программы, то могут начаться очень динамичные процессы изменения ментальности: движение личности к общечеловеческим ценностям, демократическим принципам, к позициям человека, ответственного за свою судьбу, а не пытающегося искать причины своих неудач и ошибок в неких врагах. Образовательное поле – особое поле тяготения одного человека к другому, одного народа к другому – вполне может сыграть интеграционную роль, способствуя возникновению гражданского согласия, построению новой системы сотрудничества наций и регионов.

Умные и образованные люди не пойдут воевать против других умных и образованных людей – воюют, затевают войны, приводящие к гибели невинных, только темные, необразованные люди, не представляющие последствий своих поступков, лишенные возможности предвидеть результаты. Сегодня мы можем уже всерьез и обоснованно говорить, что образование – фактор национальной безопасности, поскольку лишь оно способно остановить процессы духовного обнищания, деградации интеллектуального потенциала России, рост криминогенности и асоциального поведения молодежи, подростков, предупредить весьма вероятные массовые выступления – волнения, забастовки и т.д.

Мы, уставшие от митингов, от политики, от дискуссий, разделяющих нас на группы и группки, должны понять: образование сегодня – единственная область, где возможно об’единение усилий всего общества вокруг конструктивной программы – программы образования подрастающего поколения. Нам нельзя ждать, дети растут, и им нужно новое общество, об’единяющее граждан России, общество без войн, без борьбы за власть, за передел собственности. И если мы говорим о приоритетах такого общества – в числе главного должны называть приоритет образования, потому что только оно способно обеспечить консолидацию общества.

А теперь, как всегда, пора всплеснуть руками и воскликнуть: все это хорошо, но где взять деньги? А в образовании и взять! Возрождение России должно начинаться с образования хотя бы потому, что спрос на его продукцию будет всегда, потому что всегда будут дети, школы, вузы, всегда потребуются учебники, игрушки, компьютеры. И если мы подумаем хорошенько о том, как создать стройную систему образовательной индустрии, центры обучения и переобучения новым профессиям, вопроса “Где взять деньги?” не возникнет. Сфера образования сама их заработает, более того, если мы переведем простаивающие предприятия на выпуск продукции для сферы образования, увеличится количество рабочих мест. Я думаю, сфера образования сможет дать образец возрождения, создания новых отраслей, причем производственных отраслей. Мы ведь очень много говорим и о льготном налогообложении, и о протекционистской политике, которая должна быть в государстве, но нас или не слышат, или не слушают. Образование, имеющее льготы по налогам, заботящееся о политике в области образования, в состоянии доказать делом, а не словом свою правоту в утверждении того, что возрождение России должно и может начаться с него.

Александр АБРАМОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте