Концепция модернизации образования, которая сейчас реализуется на федеральном уровне, не может быть рассмотрена как исчерпывающая программа, как самоцель. Она нужна для того, чтобы стимулировать инновационную деятельность школ, учебно-воспитательных комплексов, муниципальных образовательных систем. С этой точки зрения надо по-новому посмотреть на программу модернизации, на те задачи, которые в ней поставлены, и определить, какие перспективные направления в опытно-экспериментальной и инновационной работе разрабатываются самими образовательными учреждениями и какие из них могут быть использованы в массовой практике.
Людей посмотреть и себя показать
Этому посвящен мегапроект “Развитие образования в России” (среднее образование), который уже третий год проводит Институт “Открытое общество”. На днях в Москве, в Центре международного сотрудничества “Олимпиец”, подводились промежуточные итоги мегапроекта. Задача организованного с этой целью семинара заключалась в том, чтобы выделить новые ресурсы развития системы образования, обобщить и грамотно их подать.
…Сочинская команда привезла в Москву интересные, как тут говорят, продукты своего труда – полностью сформированную нормативно-правовую базу проекта “Модернизация муниципальной системы повышения квалификации”, пакет целевых программ и пакет “Диагностик”, который позволяет определять уровень развития этнокультурных установок старшеклассников и уровень готовности педколлектива к инновационной деятельности. На сегодняшний день это уже вполне зрелый пакет диагностических материалов.
Здесь также разрабатывают дополнительные образовательные программы, новизна которых состоит в обеспечении профессиональной поддержки учителя в межаттестационный период. Одним из механизмов повышения его мотивации к профессиональному развитию является вариативная модель аттестации и – как результат – дифференцированная оплата труда.
– Кроме организационных моментов в нашем проекте важную роль играет еще и то, что мы накладываем все это на поликультурную реальность города Сочи, – сказала первый заместитель начальника Управления образования и науки администрации города Ольга Кузнецова. – В регионе интенсивно развиваются миграционные процессы, для него характерны многонациональный, поликонфессиональный состав населения, смешение урбанизированных и сельских районов – в этом смысле Сочи уникальны. В то же время наш город в концентрированном виде отражает специфику всего Юга России.
Если Сочинский регион делает ставку на поликультурное образование и накладывают матрицу мегапроекта на свою реальность, то в Кабардино-Балкарии строят принципы управления образованием по общефедеральной схеме. Здесь считают, что в организационных принципах мегапроекта нет специфики, связанной с тем или иным регионом.
– У нас небольшая, компактная республика с населением около 800 тысяч человек. В ней проживают порядка 40 процентов кабардинцев, столько же русских, 10 процентов балкарцев. Однако мы все работаем в системе образования России, где существует единая нормативная база, поэтому и проблематика, стоящая перед регионами, в целом совпадает с федеральной программой, хотя, несомненно, у каждого есть свои особенности, – сказал начальник Управления информационно-аналитической работы Министерства образования и науки республики Залим Муртазов.
Проект Кабардино-Балкарской республики называется “Модернизация управления качеством образования республики”. С его помощью педагоги и управленцы строят модель республиканской системы мониторинга и оценки качества образования. Она затрагивает все уровни управления – региональный, муниципальный и школьный. Реализуется проект на современной информационно-технологической основе.
Ресурсный пакет – на экспертизу в министерство
Я увидела, что стратегическим командам очень интересно работать в проекте: они выходят на высокий технологический уровень (у многих на столах были не бумаги, а ноутбуки); стараются не только для себя, но и для широкого круга управленческих и педагогических кадров; команды включают в себя руководителей различных уровней региональной системы образования, директоров, преподавателей и даже родителей. От зарубежных кураторов мегапроекта я услышала: “Это совершенно другие люди – они не похожи на представителей своей системы…”.
В настоящее время усилиями таких людей готовится ресурсный пакет документов. Он будет представлять собой перечень предложений по использованию в массовой школе тех результатов, которые получены регионами при осуществлении своих проектов. Сейчас по каждому из направлений модернизации пилотными регионами готовится заявка на участие в работе “Центра ресурсной поддержки”, которая и по форме, и по содержанию должна быть выполнена на высоком уровне. Из заявок будет составляться ресурсный пакет.
Какова его дальнейшая судьба? Есть два пути. Первый: по договоренности с первым замминистра образования России Виктором Болотовым он будет рассмотрен руководителями трех департаментов – развития образования, общего среднего образования и региональной политики. Они должны выступить в роли экспертов, которые смогут оценить представленные им материалы с точки зрения задач модернизации и прийти к выводу, что из предложенного министерство может использовать в собственной практике, а что – рекомендовать другим структурам в сфере образования. Второй – библиотека мегапроекта. Сейчас стратегическими командами ведется подготовка материалов в брошюру, посвященную достижениям нового качества образования, с аналитическим обзором региональных проектов.
Какое “одеяло” нам нужно?
У каждого региона свой проект – они разные по идеям, масштабам и… затраченным средствам. Проекты реализуются на основе софинансирования, а не на одни лишь деньги Фонда Сороса. Как рассказала директор программы “Среднее образование” мегапроекта “Развитие образования в России” Татьяна Федорова, Институт “Открытое общество” договорился с региональными властями и руководителями подразделений системы Минобразования (министерствами, департаментами, управлениями) о совместной деятельности.
– Регионы тоже заинтересованы в результатах проекта и не могут быть только потребителями. Ведь это же развитие их собственной системы образования! – подчеркнула Федорова. – Этим проектом мы хотели показать, что у всех есть очень большой внутренний ресурс, его нужно найти и использовать. Регионы очень нужны друг другу. Они могут стать ресурсными центрами друг для друга. И, если объединить эти ресурсы, появляются совершенно новые возможности для развития. Никакой западный, самый богатый донор не может решить наши проблемы. Поэтому все средства, которые вкладывает Фонд Сороса в образование России в широкомасштабных проектах, на самом деле есть не что иное, как попытка дать возможность людям увидеть, понять и научиться пользоваться собственными ресурсами.
Я спросила у эксперта “Программы поддержки образования” Фонда Сороса Хью Маклейна, замечает ли он изменения в российском обществе, в частности в сфере обучения и воспитания, управления образованием, психологии людей. Он сказал, что увидел столкновение энергии и энтузиазма людей с укоренившимися традициями, статичностью, нежеланием менять что-либо в своей преподавательской практике.
– …Россия – огромная и очень сложная страна. Столько в ней различий, оттенков, образцов! В каждом регионе, даже в каждой школе свои особенности. Консерватизм, как одеяло, покрывает всю страну. Наверное, это отражение всей социальной системы. Сейчас не то время, когда можно говорить о том, что одеяло сброшено. Проблема в том, что вам не просто нужно снять это одеяло – нужно соткать новое, а на это потребуется очень много времени. Однако с того момента, как я начал здесь работать (а это было три года назад), в обществе произошли коренные изменения. Люди, представляющие разные уровни образования, стали говорить на одном языке, у них начали выстраиваться более четкие идеи. Уже есть некоторые показатели того, что изменения происходят не только в плоскости управления, но и взаимоотношений учителей и детей.
Достижение нового качества образования окажется возможным, если активными будут сами учреждения образования, сами участники образовательного процесса. И когда каждый на своем, определенном историей и логикой самой жизни месте будет ткать свой лоскуток, получится новое, яркое, покрывающее всю страну “одеяло” преобразований.
Ирина КАМИНСКАЯ
Комментарии