Россия – держава морская. И потому не случайно первым ее учебным заведением, основанным Петром Великим, стала школа математических и навигацких наук… Много названий она сменила: морская академия, морской шляхетный кадетский корпус, морской кадетский корпус, морской корпус, морское училище, училище командного состава флота, Военно-морское училище имени Фрунзе и наконец Военно-морской институт, которому в дни празднования 300-летия возвращено название Морской корпус Петра Великого.
Здание Военно-морского института с небольшой башней на крыше, с якорем у парадного входа и мемориальными досками на фасаде занимает целый квартал и выходит на правый берег Большой Невы. А построено было оно в 1798 году по воле императора Павла I знаменитым архитектором Волковым… Морской шляхетный кадетский корпус перевели сюда из Кронштадта в 1798 году. Это была не просто первая морская школа, это было первое светское высшее учебное заведение, именно указ Петра Великого положил начало государственному образованию в стране. Здесь с гордостью говорят: флот дал России все – образование, науку, дипломатию, промышленность. За 300 лет здесь подготовили около 30 тысяч морских офицеров. А иногда из гардемаринов получались и писатели – Иван Гончаров и Константин Станюкович, художники – Василий Верещагин и Алексей Боголюбов, промышленники – Николай Путилов, здесь учился изобретатель в области воздухоплавания Александр Можайский, композитор Николай Римский-Корсаков, составитель словаря живого великорусского языка Владимир Даль.
День сегодняшний
Без провожатых в лабиринтах Военно-морского института можно заблудиться. Мой гид – заместитель начальника института по учебной и научной работе Валерий Викторович Ананьев. Мы шагаем по Адмиральскому коридору, потом направляемся в галерею Героев. Со стен на меня глядят морские офицеры, прославившие Россию в разные времена. Здесь учились знаменитые адмиралы Корнилов, Нахимов, Ушаков, Спиридов, Сенявин. А преподавали Крузенштерн, Магницкий, Гамалея, Крылов, Бенуа…
Зал Революции или Столовый поражает своими размерами.
– Он самый большой среди бесколонных во всем Петербурге, – говорит мне Валерий Викторович, – здесь проходят все наши торжественные мероприятия, и праздничный бал в честь трехсотлетия тоже состоялся здесь. У нас есть своя картинная галерея – она была создана в середине ХIХ века, и здесь 116 картин – акварелей, гравюр и рисунков, причем две трети из них – подлинники. Больше всего, конечно, картин Боголюбова и Верещагина. Есть подлинники Айвазовского, подаренные им институту.
Да, курсантам можно только позавидовать, их альма-матер больше похожа на музей, чем на учебное заведение.
В коридорах тишина, не сравнить с обычным гражданским вузом, ведь там обязательно кто-нибудь да сидит на подоконнике или бродит, прогуливая лекции. Тут железная дисциплина.
– Многие из наших курсантов продолжают семейную традицию, это дети наших офицеров, которые тоже учились здесь. Они наш основной костяк, на котором мы еще и держимся, – говорит Валерий Викторович. – Эти ребята не строят никаких иллюзий, хорошо видят все трудности и все равно поступают к нам и идут дальше честно служить Отечеству.
– Сколько курсантов учится сейчас в институте, и если это не военная тайна, то на каких факультетах?
– Более 2000 человек, институт же готовит специалистов командного профиля для службы в частях ВМФ на надводных кораблях и подводных лодках на шести факультетах: штурманском (надводных кораблей), гидрографическом, противолодочного и трального вооружения (надводных кораблей), штурманском (подводных лодок), ракетного вооружения (подводных лодок) противолодочного, торпедного и минного вооружения (подводных лодок). Учатся будущие морские офицеры пять лет. А кто успешно справляется с экзаменами, получает воинское звание “лейтенант” и диплом инженера соответствующей специальности. У нас тесное сотрудничество с Государственной морской академией им. Макарова. Так, наши штурманы и гидрографы получают гражданскую специальность “судовождение” и “гидрография”. Все оружейные специальности тесно связаны с Санкт-Петербургским государственным техническим университетом.
– Где проходят практику будущие морские офицеры?
– Летом обязательно ходят на кораблях по Балтийскому морю, начинают возрождаться и заграничные походы. Так, в прошлом году наши курсанты на паруснике “Седов” ходили в Бизерту, последнюю гавань русских кораблей, которые в 1920 году ушли из России. Многие русские матросы и офицеры похоронены в Бизерте. Наши курсанты побывали там на кладбище и подняли над “Седовым” Андреевский флаг.
– А сколько военно-морских высших учебных заведений существует сегодня в России?
– После многочисленных реорганизаций осталось 5 военно-морских заведений – наш, Балтийский военно-морской институт в Калининграде, Тихоокеанский Военно-морской институт во Владивостоке, а также Военно-морской инженерный институт в Санкт-Петербурге и Военно-морской институт радиоэлектроники в Петродворце. Каждое заведение по-своему уникально.
– Как вы относитесь к реформе высшего образования и как оцениваете состояние военного образования на сегодняшний день?
– Как критическое. С 1997 года в военном образовании начались реформы, нам были навязаны двойные стандарты, от нас требуется подготовка по двум специальностям – военной и соответствующей ей гражданской. С этого года мы переходим на второе поколение стандартов. Получается, гражданский вуз работает в нормальном режиме, а мы за пять лет должны выполнить десятилетнюю программу обучения. В результате лейтенанты, приходящие на флот, все менее подготовлены к своей главной должности – командира батареи. Как к специалистам к ним претензий нет. Но падает уровень тактической, общевойсковой и командной подготовки. А сейчас, кроме того, предлагают готовить военные кадры на базе гражданских вузов – три года учиться по смежной специальности, а в течение двух лет планируется доподготовка офицера. Считаю, что это неправильно. С первого и до последнего дня будущий офицер должен жить в военной системе. Ему необходимо впитывать в себя все, что связано с военной службой: традиции, устои, уклад жизни. Если мы начнем военных готовить на базе гражданских вузов, это приведет вообще к смене системы военного образования, к ликвидации военных учебных заведений.
– Где служат ваши выпускники?
– Во всех точках и базах России – начиная от Камчатки и заканчивая Калининградом. 90 процентов лейтенантов распределяются на флота, 10 – в береговые части. Рейтинг за последние тридцать лет значительно изменился, раньше на первом месте был Северный флот, затем Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский и Ленинградская военно-морская база. Сейчас первенствует ЛенВМБ, а далее следуют Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский флота. Изменилась социальная обстановка – молодой человек хочет быть поближе к городу, к цивилизации, где легче найти гражданскую работу, если придется расстаться с флотом. В нашем городе корабли всегда будут строиться, и наша главная задача – не потерять офицера, который сможет вывести их в море…
Светлана РУДЕНКО
Санкт-Петербург
Комментарии