search
main
0

Россия – на лыжню!

В Москве невиданная оттепель, но это совершенно не смутило 1236 гонщиков, приехавших ранним рождественским утром 7 января в подмосковный Красногорск из Украины, Белоруссии, Эстонии и 161 города нашей страны для участия в первом этапе Кубка «Лыжные марафоны России» среди любителей. По уже укоренившейся традиции в масс-старте приняла участие и команда «Учительской газеты».

У большинства непосвященных марафон ассоциируется с длительной, неспешной, мучительной работой. На самом деле это уже давно не так. Середнячки прокатывают 40, 50, 70 и даже 100 километров со средней скоростью 20 километров в час. Чтобы пробиться в призеры, нужно держать «стрелку спидометра» уже на уровне 27 – 30 км. Поэтому удачный старт – залог успеха. Кроме того, начало гонки, особенно массовой, дело довольно нервное. Именно на стартовой поляне бывает больше всего «завалов», ломается палок, лыж, терпят крушение надежды, исчезают иллюзии. Увы, на этот раз и мне не удалось избежать печальной участи. Пусть не на старте, на пятом километре, один из молодых «мустангов» буквально перерубил мне палку косым ударом лыжи. Еще через десяток километров он, конечно, «спекся» и уже неуклюжим теленком скатился в хвост гонки, где его и дотоптали заслуженные ветеранши, но свое черное дело он успел сделать.

Пришлось последующие 16 километров первого круга ковылять «с одним крылом», что стоило 11 – 12 минут потерянного времени. И в этом – вся непритязательная сермяжность наших марафонов. У нас в принципе не бывает технических пунктов на дистанции, где можно было бы сломанный инвентарь на время подменить, лыжи перемазать, если уж совсем в «мазь не попал». Причем это относится и к нашим лучшим, на мой взгляд, по организации марафонам, таким, как «Лыжня России», «Праздник Севера», Тольяттинский, марафон завода «Двигатель».

Другая беда – состояние лыжных трасс. Как правило, их начинают спешно накатывать снегоходами «Буран» в лучшем случае за неделю до старта. В результате они получаются узкими, мягкими, палки проваливаются, лыжи тонут в снегу, возникают большие трудности с обгоном подуставших товарищей. На том же Рождественском марафоне дистанция в некоторых местах прошла через малинник, который летом не подчистили. В итоге стебли кустарника так и остались стоять на лыжне, путаясь в ногах. А ведь с 17 по 27 февраля там же пройдет Кубок мира по лыжам среди любителей, право на проведение которого мы добивались 25 лет.

Похожее можно видеть и на других соревнованиях. На трансконтинентальном марафоне «Европа – Азия» трасса проходит под железнодорожными мостами, где скапливается много грязи, щебня, каменной пыли. Всякий раз гонщики на полной скорости влетают в эту черноту, лыжи резко тормозят, участники налетают друг на друга, падают. Нужно всего-то бросить с десяток-другой лопат чистого снега, и проблемы не будет. Как правило, участников этого марафона приезжает приветствовать лично губернатор Свердловской области Эдуард Россель, говорит хорошие слова, хочется сказать ему ответное спасибо, но влетаешь в такую кучу малу, и теплые слова куда-то уходят.

Несколько слов о пунктах питания. Согласно требованиям они должны располагаться примерно через каждые десять километров дистанции. Чаще всего они так и располагаются, но, как правило, рацион ограничен черным хлебом с солью и чаем. Наши марафонцы народ неприхотливый и готовы этим довольствоваться, только пусть это достанется всем. Но бывает иначе. К примеру, в том же Красногорске последние крошки и капли закончились еще задолго до того, как участники завершили первый круг. Избалованных мандаринами, «сникерсами» и энергетическими напитками иностранцев такое отношение приводит в состояние крайнего изумления и тревожного ожидания.

Хуже всего, когда эти и другие недостатки концентрируются на одном марафоне. Иногда возникает желание учредить приз за худшее проведение соревнований. По итогам прошлого года я бы без сомнений вручил его организаторам Токсовского марафона. Географическая близость Северной столицы оказывает там обратно пропорциональное воздействие на качество организации. В убогих, стылых раздевалках по углам целомудренно выступал иней, об открытии буфета с горячим чаем ни у кого даже мысль не ворохнулась, судьи прибыли с большим опозданием и начали регистрацию участников лишь за час до начала гонки. В результате многие опоздали, к месту старта пришлось грести буквально по пояс в снегу, и ноги раньше времени промокли.

Во время гонки на той же трассе повзводно и поротно дали старт курсантам военного спортивного института. Стройными колоннами они забили и без того узкую лыжню. Впрочем, лыжней это уже назвать было нельзя, потому как армейские лыжи по ширине и шершавости превосходят гусеницы небольшого трактора. Один добросовестный курсант быстренько превращал классическую лыжню в свежеподнятую целину. Через несколько километров бойцы притомились и стали сосредоточиваться в складках местности на перекуры. После каждого спуска в ложбинах оставалось много марафонцев, утративших всякую надежду пробиться через могучие спины дымящих защитников Отечества.

Между тем по необъяснимой логике именно этот российский марафон включен в зачет Кубка «Euroloppet». Заподозрить это можно было, лишь увидев, как бойкая тетенька по полуторной цене старается сбыть паспорта этой уважаемой организации. Но иностранцев, похоже, сюда таким экстримом уже не заманишь, поскольку участь их становится печальной. По пути из Санкт-Петербурга я подвез к месту старта одинокого гордого арийца, залетевшего сюда по адресу из интернета. По дороге он мне все уши прожужжал словами восхищения о бескрайних просторах, размышлениями о таинственной русской душе. Но уже после первого круга я увидел его лежащим в глубоком снегу, навзрыд оплакивающим свою горькую судьбину. Думаю, теперь он с таким же содроганием вспоминает Токсово, как его предки Сталинград.

И еще об одном хотелось бы сказать. О внимании к прессе. Удивительно, но до сих пор приходится объяснять, что надоедливый репортер – это как раз тот человек, который всему миру расскажет о марафоне, об энтузиастах-организаторах, о перспективных спортсменах, что благодаря ему на следующий год приедет гораздо больше участников. Или не приедет.

Есть замечательный, добрый, провинциальный, в лучшем смысле этого слова, Нововятский марафон. Проводят его хорошие люди с открытыми сердцами. Но ехать туда уже не хочется. В минувшем сезоне во время церемонии награждения я попытался докричаться до организаторов, чтобы они развернули пьедестал почета, чтобы не снимать против солнца. Докричаться потому, что призеров поставили слишком далеко, а немногочисленных людей с блокнотами и фотоаппаратами никто не собирался пускать ближе ружейного выстрела. Наша коллективная просьба была, увы, проигнорирована. Более того, когда один из участников попытался подойти ближе, чтобы снять друзей-чемпионов, получил такой зубодробительный удар от милицейского прапорщика, что писать после этого о добрых вятичах пропало всякое желание.

Все эти строки я пишу не от язвительности или ворчливости. Совсем нет, я хочу, чтобы наши российские марафоны стали еще лучше. В них участвуют уже сотни тысяч людей. И интерес возрастает все больше как среди ветеранов, так и совсем молодых людей. Оргкомитеты по их проведению все чаще возглавляют губернаторы регионов. Все большую заинтересованность испытывают спонсоры и рекламодатели. Как правило, победители всюду получают автомобили. Знаменитая Юлия Чепалова собрала их уже целую коллекцию, на каждый день недели.

На прошедшем Рождественском марафоне «Жигули» получили Дмитрий Осинкин из Оренбурга и Елена Бурухина из Одинцова. Призами были отмечены по шесть первых участников в каждой возрастной группе.

Перед Новым годом прошла первая пресс-конференция, посвященная проведению Всероссийского марафона «Лыжня России-2005», на которой Вячеслав Фетисов, руководитель Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, заявил, что «Лыжня России» по массовости стала самой масштабной гонкой в Европе. В 2002 году на старт вышли 15 тысяч человек, в 2003-м – 17 тысяч, в 2004-м – уже 100 тысяч в шести федеральных округах. В 2005 году заявки на проведение «Лыжни России» подали уже 34 города, где чемпионам тоже будут вручены отечественные авто. А вот среди всех участников по лотерее будет разыгран «мерседес». Ожидается, что единовременный старт примут более 200 тысяч человек. В их числе будет и команда «Учительской газеты». А вы, дорогие читатели, со своим классом поддержите «УГ»?

Вячеслав Некрасов, генеральный директор «УГ», мастер «Worldloppet», «Euroloppet» и «Russialoppet»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте