search
main
0

Россия мужала с гением Петра. Тема «Начало светлых дней Петра». 10-й класс

Цель. Дать характеристику положения России на рубеже ХVII-ХVIII вв. Раскрыть причины отставания России от передовых европейских государств. Роль Петра I в преобразовании России. Формировать у учащихся умения анализировать и обобщать.

План урока

Объяснение нового материала.

1. Внутреннее и международное положение России.

2. Детство, юность, окружение Петра.

3. Азовские походы.

4. Великое посольство.

5. Возвращение в Москву.

Закрепление.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что происходило в России на рубеже ХVII-ХVIII веков, какую роль сыграл Петр I в развитии нашей страны. Но прежде давайте вспомним, какую роль играет личность в истории. Сейчас я прочту отрывки из русских летописей, а вы должны будете отгадать, кому это посвящено, в это время на доске нужно закончить схему, вставить пропущенные имена.

В русских летописях сохранилось много сведений о деятельности русских князей и царей. Всем им дается характеристика, показана та роль, которую они сыграли в истории нашей страны. Давайте вспомним о некоторых из них.

1. Прислал король с гордостью послов со словами: «Если можешь мне сопротивляться, то я уже нахожусь здесь и покорю землю твою…» И пошел он на шведов с мужественными воинами своими. И была сеча великая со шведами, избили их множество, самому королю нанес он рану на лице острым своим мячем».

2. «Пойдем на русского князя, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь их прольем». Услышал это князь и сказал своему брату: «Пойдем против этого окаянного и безбожного, нечестивого и темного сыроядца, за святые церкви, за всех младенцев и старцев». И собрал воинов своих 150 тысяч. От начала мира не было такой силы русских князей, как при этом князе.

3. В том же году пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою. И послал он сына своего и брата, и воевод со всеми войсками и заняли броды и перевозы. И пришли татары, и начали стрелять в наших, а наши в них. И отбили татар от берега, тогда много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река… Татары, одержимые страхом, побежали… О храбрые, мужественные сыновья русские, постарайтесь сохранить свое отечество…».

4. «Когда по божьей воле… наш отец, великий государь Василий, оставил бренное земное царство… мне было три года… оказались словно среди пламени: со всех сторон на нас двинулись войной иноплеменные народы – литовцы, поляки, крымские татары, казанцы. Когда же мы достигли 15 лет, то взялись сами управлять своим царством. За грехи наши по божьему гневу в Москве пожар, изменники – бояре убедили, что будто бабка наша Анна Глинская колдовала и спалила Москву; помню как были в Успенском соборе родственников Глинских… Сейчас же мы истребляем изменников страны нашей…»

Россия на рубеже ХVII-ХVIII вв. была обширным государством. Ее территория занимала большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока, до верхнего течения реки Амур и берегов Охотского моря. Но Россия была отрезана и от Азовского, и от Черного, и от Балтийского морей. К этому времени Россия имела один-единственный порт.

Вспомните, как называется этот порт?

Правильно – Архангельск на Белом море. Но до него было очень неудобно добираться из центра, во-вторых, путь через Белое море в Западную Европу был в два раза длиннее, чем через Балтийское; в-третьих, морской путь через северные моря был намного опасней, кораблям грозили айсберги и обледенения.

Население России насчитывало 15,5 млн. человек, вспомните:

Кто составлял основную часть населения? Что вы можете сказать о положении крестьян? Как развивалась промышленность?

Да, на рубеже веков архаичная, политическая, финансовая и военная системы Российского государства не позволяли добиваться во внешней политике ощутимых результатов. Чтобы выйти на уровень западноевропейских стран, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а сделать европейскую экономику и культуру, европейский образ жизни особой ценностью, поставив ее выше традиционных ценностей русской культуры.

Задачу изменения традиционной системы ценностей, поворота России лицом к Западу взял на себя сын царя Алексея Михайловича – Петр I. Человек, который был совсем не похож на своих предков. Давайте вспомним о детстве Петра Алексеевича.

В 1689 г. Софья готова была совершить переворот и отстранить Петра от власти. Петр спасся бегством и спрятался в Троице-Сергиевом монастыре, именно сюда стали стекаться те, кто верил в Петра и кто готов был оказать поддержку.

7 сентября все сторонники Софьи были или казнены, или сосланы, старшую сестру Петр приказал постричь в монахини и отправить в Новодевичий монастырь, где она провела 14 лет до самой смерти. Петр предложил Ивану «царствие править самим». Фактически правление перешло в руки Петра, его родных и близких. Эти люди повели правление весьма непорядочное «началось казнокрадство. Вокруг трона оказались очень скупые люди, ябедники, которые стремились только обогатиться».

«Участие в государственных делах Петр ограничил выходами в подмосковные и столичные монастыри и соборы, присутствием на семейных празднествах. Но церемонии и празднества он оставлял без всяких колебаний, как только заходила речь о марсовых и нептуновых потехах».

Павленко

В этот период у Петра появилась своя компания. Среди людей, которые окружали Петра, большинство были жители Немецкой слободы.

Вспомните, кто жил в этом районе?

Эти люди многому научили русского царя. Это: шотландец Патрик Гордон (генерал) (наемная сабля, служившая в семи ордах семи царей); швейцарец Франц Яковлевич Лефорт.

Среди русских – потешные генералиссимусы: Ромадановский, Бутурлин. Первый обладал полицейскими полномочиями, его называли министром кнута и пыточных застенков. Ключевский писал о нем: «Собою видом как монстр, нравом злой тиран, превеликий нежелатель добра никому, пьян все дни», – но этот человек был очень предан Петру.

Бутурлин – командир старой стрелецкой армии, «человек злорадный, пьяный и мздаемливый». Правой рукой Петра I стал Александр Данилович, бывший продавец пирожков.

Петр I не решал важных вопросов в государстве, во время выборов патриарха, к его мнению никто не прислушивался, только в Преображенском он чувствовал себя хозяином и делал, что хотел. Лефорт и Гордон учили военным приемам потешные полки. Сам царь стрелял из ружей и пушек, копал окопы, закладывал мины и многое другое. Впоследствии именно эти полки станут опорой новой армии. Все больше и больше влекла Петра вода, несмотря на то, что Переяславское озеро было слишком мало, но в 1691 году Петр заложил первый военный корабль. В 1693 году направляется в Архангельск, где знакомится с иностранными кораблями, стоящими на рейде. Впервые царь совершает плавание по Белому морю. Вторая поездка к морю была менее удачная. Корабль, на котором был Петр I, чуть не потерпел крушение, в память об этом Петр собственноручно вытесал крест и водрузил его на берегу.

Образ жизни молодого Петра, бесконечные потехи, пиры вызвали недовольство в народе. Не верили и не понимали они, что из потех вырастал флот, создавалась армия. Только смерть матери заставила Петра самому заняться делами государства, было ему тогда 22 года.

Каким же был Петр?

При Петре Россия впервые ощутила себя периферией.

Вспомните, какие страны относились к центру, периферии, на чем основано это деление?

Петр I поставил перед Россией задачу «догоняющего развития» по отношению к Европе. Не было у России сил сражаться за Черное море или Балтийское. В зимние месяцы 1695 года обсуждался план похода на Азов, Петр не связывал овладение крепостью с началом борьбы за выход в Европу через южные моря. Цель похода была более скромной: обезопасить южные границы государства от ежегодных вторжений крымских татар, грабивших население и сжигавших посевы, уводивших тысячи украинцев и русских в плен. Этого похода требовали и Австрия, и Польша. Для похода была выделена 31 тысяча человек, сам Петр участвовал в этом походе. Русская армия с суши окружила крепость, но с моря турки подвозили и продовольственные товары, и боеприпасы. Между русскими отрядами не было согласованности. Головин, Гордон и Лефорт постоянно враждовали между собой, была слабая инженерная подготовка, мины не наносили вреда крепости, но уносили жизни своих солдат. С 20 октября 1695 года осада была снята, армия начала отступление, по дороге их преследовали татарская конница, непогоды, болезни. Недруги Петра злорадствовали «Это видно не потеха под Азовом-то стоять, это тебе не постройка корабликов да пированье с немцами».

Но от этой беды Петр не пал духом, а наоборот, развил энергичную деятельность для подготовки второго похода под «осиное гнездо, крепко кусающих шершней».

Прежде всего Петр требует, чтобы ему прислали побольше иностранных военных инженеров и минеров, решает срочно строить морские суда.

В Воронеже вырастает верфь, здесь и раньше строили небольшие речные суда. Петр сам не оставлял топор. В апреле 1696 года Петр снова двинул армию к Азову. Флот русских отрезал осажденных от моря, а бомбардир Питер (так называли Петра I) собственноручно обстреливает крепость – Азов. Азов был взят русскими. Россия перестала платить дань крымскому хану, построили г. Таганрог. О Петре заговорили и в соседних государствах. «Какой отважный человек и что от него вперед будет», – говорили о нем поляки. В 1696 г. скончался Иван, и Петр стал единоправным правителем. Идеалом Петра I, усвоенным еще в Немецкой слободе, были: европейский образ жизни, экономика и культура. В 1697-1698 гг., чтобы лучше узнать Европу, Петр принял решение об отправлении Великого посольства.

Главная цель: решить вопрос о союзниках в войне с Турцией; также возникла необходимость денежных кредитов, закупки оружия за границей. Ключевский писал об этом посольстве:

«Командируя десятки молодежи в заграничную выучку, он, естественно, должен был командировать и себя самого туда же».

На 24.02.1697 г. назначен прощальный ужин, но Петра предупредили о готовящемся на него покушении. Были допросы, пытки, зачинщики казнены. 2 марта 1697 года посольство отправилось за границу. О посещении заграницы сохранились воспоминания: «Он, Петр, ехал за границу не как любознательный и досужий путешественник, чтобы полюбоваться диковинами чужой культуры, а как рабочий, желавший спешно ознакомиться с недостававшими ему надобными мастерствами: он искал на Западе тезники, а не цивилизации. На заграничных письмах его явилась печать с подписью: «Аз бо если в чину учимся и учащих сия требую».

Итак, в течение года Петр упорно изучал иностранные языки, административные учреждения, военное и морское дела, технику стран Запада. Еще не все было выполнено, но уже было нанято 900 мастеров, было истрачено 2,5 млн. рублей.

Что дало лично Петру почти полуторагодичное пребывание за границей?

а) прежде всего возможность познакомиться с западноевропейской наукой, культурой и техникой;

б) он изучает увиденное, делает записи, восполняет пробелы своего скромного образования;

в) приобрел знания в кораблестроении;

г) познакомился с работой монетного двора для денежной реформы;

д) познакомился и установил личные контакты с некоторыми выдающимися учеными современности;

е) В Европе Петр искал союзников. Успехом в области внешней политики стало заключение союза с правителем Саксонии и Речи Посполитой – Августом. Других союзников найти было трудно, так как озабоченные сложной борьбой между собой западноевропейские государства не хотели ввязываться в тяжелую войну с Турцией. В то же время монархов прибалтийских стран тревожило усиление Швеции, превратившейся в ХVII веке в одну из сильнейших держав Европы. Швеция вела наступательную политику, претендуя на земли в Германии, Дании, Речи Посполитой. Правители этих стран убеждали Петра I, что наиболее важным для Речи Посполитой является возвращение побережья Финского залива и получение выхода в Балтийское море.

Как вы расцениваете данное предложение?

И вдруг сообщение о новом бунте стрельцов… Еще до приезда бунт был подавлен, но Петр хорошо помнил события 1682 г., поэтому потребовал возобновить розыск: «Я допрошу их построже вашего». Начались допросы.

30 сентября 1698 года казнили 201 стрельца, затем еще 144. В казнях участвовал сам Петр I и Меньшиков (хвастался, что самолично отрубил 20 голов). Вспомните знаменитую картину Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». На телегах, в ожидании казни, сидят стрельцы. Каждый по-своему готовится к смерти. Лица одних выражают злобу, других – раскаяние и мольбу, в третьих светятся ненависть и презрение, четвертые находятся в состоянии шока. Поодаль виден силуэт Петра, по чьему сигналу, вот-вот должна начаться кровавая расправа. Осужденных развозили по разным районам столицы, все они были повешены. Стрельцов вешали не только на специально сооруженных виселицах, но и на бревнах, вставленных в бойницы Белого города.

Столица долгое время находилась под впечатлением массовых казней. Трупы казненных не убирались в течение 5 месяцев. В сентябре-октябре было повешено, обезглавлено, четвертовано в общей сложности 799 стрельцов. Жизнь сохранили лишь малолетним участникам выступления, юношам от 14 до 20 лет. В стрелецком розыске проявилась еще одна черта, на этот раз крайне неприглядная черта характера Петра – неистовая жесткость. Но таков был век. Новое пробивало себе дорогу так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое. Стрельцы олицетворяли косною старину, тянули страну назад, поэтому они были обречены.

В ходе Великого посольства Петр убедился, что сложилась неблагоприятная обстановка для борьбы с Турцией. Союзники России (Австрия, Венеция, Польша) не были готовы к войне, а в одиночку действовать против могущественной Турции Петр I не решился, он вынужден был подписать перемирие на 2 года. В Турцию Петр отправил посольство по морю, чтобы показать наличие флота России. Появление русского флота вызвало такую сенсацию, что турки согласились на 30-летнее перемирие. Неудачи в подготовке войны с Турцией заставили Петра повернуть с юга на север и поставить задачу выхода к Балтийскому морю. Но для этого необходимо было превратить Россию в часть Европы, сделать ее такой же благоустроенной, богатой и процветающей, как Голландия и Англия. Но это было впереди. На следующих уроках мы поговорим о реформах, которые провел Петр I и что изменилось в положении страны.

А сейчас давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня?

1) Какова была направленность внешней политики России в конце ХVII века? Почему произошла переориентация с юга на север?

2) Какие задачи стояли перед Петром I в желании догнать Европу? Чего недоставало России?

Интервью с Петром I

Ж – Петр Алексеевич, что вы можете рассказать о своем детстве?

П.I – Помню я очень мало. Родился я в 1672 году 30 мая, по рассказам матери, в 3 года у меня была золоченая карета для торжественных выездов, мы с отцом часто ездили в с. Коломенское, его, за красочное убранство, назвали 8 чудом света.

Ж – А не могли бы вы рассказать о своем отце – Алексее Михайловиче?

П.I – Мне не было и 4 лет, когда он умер. Помню, что он был очень набожный, провел церковную реформу, принял Судебник, который закрепил право феодала над крестьянином.

Ж – Как вы относились к Федору Алексеевичу?

П.I – Как только он пришел к власти, мы вместе с матушкой были сосланы подальше от Москвы. Но мой старший брат был слишком болен, чтобы царствовать, он еле передвигал ноги и почти не выходил из дворца.

Ж – А что вы помните о мятеже 1682 года?

П.I – Мне было 10 лет, когда умер Федор Алексеевич. Я был более здоровым, чем Иван, и Боярская Дума приняла решение меня провозгласить царем, но Милославские были против и подняли стрельцов. Были убиты мои родственники – боярин Матвеев, на моих глазах были зарублены Иван и Афанасий Нарышкины.

Ж – А что вы можете сказать о Софье Алексеевне?

П.I – Софья семь лет правила Россией. Она была очень образованной, писала пьесы, по-своему она любила страну, но она была очень-очень честолюбивой и жестокой, поэтому у нее было мало сторонников.

Ж – Что же вы делали эти семь лет в Преображенском?

П.I – В Преображенском у меня появились учителя – Никита Зотов и Родион Стреньков, они учили меня арифметике, чтению, письму. Изредка меня привозили в Кремль, когда приезжали иностранные послы, Софья стояла за занавеской и подсказывала, что нужно говорить. Но именно в Преображенском я полюбил ремесло и мог выполнять работы по 12 специальностям, военное и морское дело. Все это мне очень пригодится в будущем.

Петр I был в составе Великого посольства, побывал в Прибалтике, Германии, Нидерландах, Англии. Царь посещал заводы, монетные дворы, научные учреждения, работал на судоверфях, встречался с государственными деятелями того времени, дипломатами, мастерами.

Комендант Риги Дальберг вспоминал, что шведы «угадали царя московитов» в долговязом уряднике. Его внешний вид запоминался прежде всего благодаря высокому росту 2 м 4 см. Петр осматривал рвы, валы и стены Рижской крепости, суда, стоящие на якоре, интересовался оборудованием шведских солдат. Он попробовал даже снять чертеж крепостных укреплений, но караул крепости не позволил ему этого сделать.

В Курляндии, где он изучал артиллерийское дело и получил аттестат, в котором значилось: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника».

В 1697 году Петр в Голландии осматривал верфи, фабрики, мастерские, склады. «Повсюду он проявлял необыкновенную любознательность, которую часто не могли удовлетворить познания тех, к кому он обращался с расспросами. Его тонкая наблюдательность, особый дар ума не уступали его необыкновенной памяти. Многие поражались особой его ловкости в работе, которой он превосходил, иногда, даже более опытных в деле людей. Он все хотел делать сам не хуже искусных голландских мастеров. За свою работу на верфях царь получил соответствующий аттестат. Петр Михайлов, находившийся в свите великого московского посольства… был прилежным и разумным плотником… кроме того, под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучал так основательно, что может, сколь мы сами разумеем, в том и другом упражняться». Позже Петр скажет, что под руководством мастера Поля усвоил все, «что подобало доброму плотнику знать».

От ранней юности до самой смерти трудился император Петр Великий на благо Родины.

Летом и зимой вставал он очень рано, в 3 часа утра и трудился целый день. Сначала читал книги и отмечал, что нужно перевести на русский язык. Затем шел в мастерские и на корабельные верфи, где иногда собственноручно помогал рабочим. В 6-7 часов утра он отправлялся в присутственные места и занимался делами. Затем в летнем саду принимал просителей и решал важные дела скоро и справедливо. В полдень обедал (предпочитал простые блюда), затем 2 часа отдыха. После отдыха вел прием чиновников, принимал новые указы. В качестве отдыха любил точить или вырезать из слоновой кости. Главное требование: будь исправен и говори правду, Боже тебя сохрани солгать, хотя бы что и худо было». Он был прост в обращении. Летом ездил в однохолке – парой, а зимой в сани запрягали одну лошадь.

Запретил падать на колени: «Не кланяйся так, братец, не кланяйся. Я вам от Бога приставлен, и должность моя смотреть, чтобы во всем соблюдалась должная справедливость».

Не любил роскоши – отличался умеренностью, одно платье носил по году, а то и по два, обыкновенный простой суконный кафтан; нередко ходил в чулках, заштопанных его супругой. Царь Петр говорил:

«Мне мотать не из чего: заслуженного жалованья у меня немного, а с государственными доходами надо осторожно поступать – я должен в них отдать отчет Богу».

Всю жизнь трудясь, Петр I требовал того же и от подданных. «Надо трудиться, братец, – сказал он морскому офицеру, – я и царь, а у меня на руках мозоли, а все для того, чтобы показать вам пример и хоть под старость видеть в вас достойных помощников мне и слуг Отечеству».

Созвал войско, построил флот, открывал разные заводы и фабрики; особенно заботился о просвещении народа; открывал школы и училища. Но не все его понимали, нововведения вызывали недовольства. Роль Петра I как русского царя до сих пор не имеет однозначной оценки. В основном ее стараются принизить.

Светлана ЗВЕРЕВА, учитель истории, Тверская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте