22 мая на образовательном семинаре в Институте развития образования Высшей школы экономики впервые были обнародованы результаты Международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования (ICCS), которое проводилось Международной ассоциаций по оценке учебных достижений учащихся (IEA). Об основных результатах этого исследования рассказал в своем докладе Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты», которая выступила национальным координатором ICCS-2009.
Исследование ICCS включало рассмотрение шести вопросов. Среди них – интерес ребят к участию в общественной и политической жизни, восприятие угроз для гражданского общества, особенности системы образования школ и классов, связанных с гражданским образованием, а также различие в уровне граждановедческих знаний и изменения в содержании с 1999 года. ICCS также определяло ценности, взгляды, намерения и поведение ребят.
– Наши восьмиклассники, а исследование проводилось именно в этой возрастной группе, находятся на 16-й позиции среди 38 стран мира. Примечательно, что 88 процентов из них доверяют правительству, что намного выше среднего показателя по исследованию, а 84 процента – школе, – отметил Петр Положевец. Зато людям в общем доверяют лишь 51 процент наших ребят, что ниже среднего по исследованию. Около 60 процентов школьников в странах, где проводилось исследование ICCS, выразили доверие государственной власти, политическим партиям, СМИ и школе. Кстати, среднее значение граждановедческих знаний ICCS у девочек выше, чем у мальчиков, в среднем по странам и в подавляющем большинстве стран.
– Примечательно, что граждановедческие знания сильно зависят от профессионального статуса родителей во всех государствах. Разница между школьниками с родителями из категории высокого профессионального статуса и ребятами, имеющими пап и мам из нижней категории, составляет 72 пункта шкалы, – подчеркнул главный редактор «УГ».
ICCS выявило целый ряд проблем, существующих в области граждановедческого образования в России.
Так, теоретические знания наших ребят преобладают над практическими умениями, они слабо владеют письменной речью, не умеют аргументировать собственную позицию, им не хватает концентрации внимания для выполнения нескольких заданий по одному тексту, заметен также недостаточный уровень знаний в политико-правовой области. Кроме того, как оказалось, в России мало внимания уделяют дискуссиям и дебатам, анализу и наблюдению за развитием политических событий, выработке национальной идентичности и позитивного отношения к общественной жизни.
– Зато наши ребят имеют хорошие теоретические знания, для них не проблема вспомнить дату исторического события, – отметил Петр Положевец. – В будущем они собираются активно участвовать в общественной и политической жизни страны.
Фото Ольги Максимович
Внимание! Презентация к докладу Петра Положевца \”Основные результаты международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования ICCS-2009\” – в прикрепленном файле.
Комментарии