search
main
0

Российские военные берут пример со Шварценеггера И с Юрия Власова тоже

По просьбе “УГ” несколько психологов провели опрос старшеклассников 1222-й московской специализированной школы с углубленным изучением немецкого языка. Те же вопросы были предложены взрослым, только в несколько адаптированном виде: все-таки возраст и аудитория другие. Но суть оставалась прежней. Кстати, контингент взрослых был особый. Это высший офицерский состав, сотрудники МВД, ФСБ, государственных управленческих структур. Нам просто было интересно узнать о кумирах людей, которые сегодня напрямую заняты безопасностью государства.

Вопросы были такими:
1. Ваш кумир в спорте, в музыке, в кино и т.д. (если есть)? Почему именно он стал вашим кумиром, а не кто-то другой?
2. Помогает ли кумир вам самоопределиться, разобраться в себе, уяснить жизненные идеалы?
Отвечая на поставленные вопросы, многие школьники ответили, что кумиры у них есть (43% от числа опрошенных). К сожалению, не все ребята указали их персоналии.
Спортсмены-кумиры (15% от числа ответивших положительно) – как правило, люди, которые на слуху, те, чьи имена часто звучат в СМИ. Киноактеров больше (25%), причем характерно то, что в основном это актеры зарубежного кинематографа. Юноши называют актеров американских, девушки – мексиканских и аргентинских. Из музыкантов (28%) чаще всего предпочтение отдается исполнителям последних хитов, как отечественным, так и зарубежным, тем, кто работает в поп-музыке. Вместе с тем 32% опрошенных отметили, что не нуждаются ни в каких кумирах, что если кому-то они и отдают предпочтение, то это все же не кумиры и быть похожими на них они не хотят или не считают возможным. Очень многие не смогли ответить на предложенные вопросы, проигнорировав их или сказав, что не знают, кого назвать своим кумиром.
Следует отметить, что среди кумиров очень редко назывались другие знакомые детям люди, например, учителя, родители, сверстники или старшие товарищи. Это может говорить о том, что ребята, даже старшеклассники, не включают в сферу своих референтных (наиболее значимых) лиц из близкого окружения. Изредка среди кумиров назывались государственные деятели или политики.
Однако вместе с тем есть дети, отметившие среди своих кумиров некий собирательный образ (28% из числа положительно ответивших), обладающий высокоразвитыми способностями к достижению материального благосостояния, имеющий престижную работу, окруженный определенными атрибутами (дом, машина). Это бизнесмен, банкир, предприниматель, специалист высокого уровня (например, программист, переводчик). Нужно обратить внимание, что, описывая своего кумира, ребята не показывают средств достижения этих благ. Можно предположить, что для школьников, даже в период самоопределения, характерны иллюзорное представление о действительности, отсутствие четко сформированных жизненных целей и перспектив будущего, четко и прочно сложившихся установок на поиск адекватных средств достижения цели.
3. Уверены ли вы, что кумир будет сопровождать вас достаточно долго, может быть, всю жизнь или со временем что-то придет ему на смену?
Если обобщить все ответы, то они сводятся к тому, что на формирование кумиров сильно влияет мода. Со временем многие даже удивляются, что те или иные люди могли быть кумирами. Некоторых, наиболее достойных, можно назвать не кумиром, а идеалом, который действительно может остаться на всю жизнь.
4. Станете ли вы поддерживать отношения со сверстником, у которого не ваши кумиры?
Обобщенные ответы: да, почему бы нет? Это его личное дело, можно дружить по другим основаниям. Это даже интересно, можно что-то новое узнать. Таких ответов – 83%. Противоположных ответов (“меня такие не поймут”, “это люди другого круга и уровня” и т.п.) – только 17%.
5. Должна ли школа развенчивать кумиров или нет? Почему?
Ответы ребят сводятся к тому, что школа, по их мнению, зачастую вообще никак не интересуется внутренним миром старшеклассников. 46% ребят ответили, что школе все равно, какие кумиры у молодежи. 38% опрошенных заявили, что школа не должна касаться этих вопросов, это дело самих молодых людей, и вмешиваться в него нельзя. “Было бы хорошо, если бы школа интересовалась, кто и почему стал кумиром, и больше уделяла бы этому вопросу внимания” – такое и подобные заявления сделали 15% опрошенных. И 11% ответили, что не имеют на сей счет четкого мнения.
А теперь слово взрослым.
Ответы на первый наш вопрос.
“Кумира как такового не было, были положительные герои: маршал Георгий Жуков, ансамбль “The Beatles”. Жуков – это естественно, мы были детьми участников войны. Битлов же приходилось слушать даже по радио Би-би-си и на контрабандных мягких пластинках”.
“Был потрясен Спартаком Джованьоли”.
“Во время школьной жизни мы уважали творчество Высоцкого В.С. и “Битлз”. Отношу это к тому, что музыка имеет более серьезное влияние на наши неокрепшие детские души”.
“В детстве под влиянием прочитанной литературы выделил для себя ряд лиц, на которых хотел бы равняться. Желал походить на Рахметова (Чернышевский, “Что делать”), в спорте – на Юрия Власова, в политике хотелось что-то перенять у Теодора Рузвельта”.
Ответы на второй вопрос.
“Считаю, что кумир нужен как часть внутренней идеологии”.
“Жизнь многогранна, в ней появляется много наставников и учителей. Важно отобрать для себя то, что ведет к осмыслению жизни, ее правильному проживанию”.
“Идеальный образ, конечно, помогает. В юности я был худым и слабым, многие смеялись на-счет худобы. Это, наверное, подстегнуло меня заниматься спортом. Моим кумиром стал Арнольд Шварценеггер. Я поступил в училище на воздушно-десантный факультет. Считаю, что мечту свою воплотил в жизнь… А что касается кино, что Шварценеггер снимался только в положительных ролях, за исключением некоторых. И, как правило, боролся со злом. Поэтому и в этом плане он тоже влияние оказывает положительное”.
Ответы на третий вопрос оказались в основном положительными: кумиры и идеалы могут сопровождать человека достаточно долго. Четвертый вопрос мы опустили, он вряд ли подходит взрослым. Ну а учителям, наверное, ответы на пятый вопрос, о школе, будут небезынтересны.
“Школа обязательно должна формировать положительных кумиров и развенчивать отрицательных, которых в молодежной среде культивируют СМИ и поп-культура”.
“Формировать в школе для учащихся какого-либо кумира, т.е. навязывать – нет необходимости. Желательно, чтобы ребенок лично определился, на кого он хотел бы быть похожим”.
“Школа должна воспитывать на положительных образах, иначе эту нишу займет улица”.
“Думаю, что искусственно создавать кумира в школе нет необходимости, но если таковые есть, школа не должна стоять в стороне. Идолам шоу-бизнеса можно противопоставить известных спортсменов, артистов. Знаю пример: школьник 12 лет считал кумиром Газманова-старшего. Узнав, что тот занимается усиленно спортом, сам стал постоянно заниматься спортом”.
Вот так думают “дети”, и так думают “отцы”. Мы уверены, что, изучив мнения тех и других, учитель выявит рациональное зерно и выберет нужную линию поведения. Или, по крайней мере, эти ответы помогут ему выработать собственное мнение.

Елена Южная

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте