search
main
0

Российские школьники перегружены учебой и жалуются на усталость

Основными причинами большинство называют учебную нагрузку, сложное расписание уроков, большой объем проверочных работ.

Фото: pixabay.com

Эксперты Комитета Госдумы РФ по образованию и науке при участии педагогов рассмотрели возможные способы помощи учащимся. По их словам, сегодня в органах власти больше внимания уделяют результатам образовательного процесса, но не задумываются о самочувствии школьников.

Дети сталкиваются с “синдромом усталости третьей четверти” и со стрессом перед итоговыми экзаменами. Эти проблемы требуют решения с использованием научных исследований в области детства, – считает зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Стоит напомнить, что санитарные нормы указывают на максимально допустимую нагрузку – 4-5 уроков для учеников 1-х классов и 7 уроков для 7-11-х классов. При этом среда и четверг должны иметь облегченное расписание. Домашняя работа учеников 2-3-х классов должна занимать не более 1,5 часов, а у старшеклассников – не более 3,5 часов. Эти правила соблюдаются не во всех школах.

Научный руководитель института комплексных проблем гигиены “ФНЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана”, доктор медицинских наук Владислав Кучма отмечает, что нагрузка одиннадцатиклассника составляет 9,2 часа, это больше, чем у взрослых. Также не стоит забывать о необходимости ночного сна, прогулок, физической активности, времени для еды и личной гигиены.

Роспотребнадзор рекомендует школьникам соблюдать режим дня, предполагающий увеличение продолжительности сна на 1 час в период экзаменов и контрольных. Кроме того, прогулки на свежем воздухе и физическая активность должны быть не менее 3-3,5 часов в день для младших классов, и 2,5 часа для средних и старших классов.

Отдельное внимание уделяется в рекомендациях ведомства школьному расписанию. Оно должно быть составлено с учетом динамики умственной работоспособности детей. Например, контрольные не должны следовать за физкультурой, а сложные предметы быть последними в расписании учебного дня.

Также эксперты предложили использовать комплекс мер, направленных на снижение нагрузки в школе:

  • Уменьшить количество контрольных и домашних работ. Эксперты напоминают, что Россия занимает лидирующее место в мире по количеству контрольных работ в школах;
  • Создать программные решения, которые будут автоматически формировать расписание с наименьшей нагрузкой на ребенка;
  • Результаты в сферах дополнительного образования, художественных и музыкальных школах, засчитывать за посещение школьных уроков.

По результатам исследования, проведенного Институтом образования ВШЭ, 85% старшеклассников жалуются на сильную усталость в течение дня. 20% девятиклассников никогда не чувствуют себя полными сил.

По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина, современные школьные учебники “написаны не для детей, а для студентов специальных факультетов”. Например, определение причастного оборота в учебнике 7-го класса по русскому языку даже взрослому сложно понять и тем более запомнить. Уроки литературы депутат назвал направленными на подготовку литературоведов, а не читателей.

Таким образом, искусственное усложнение школьной программы ведет к увеличению нагрузки и ухудшает эффективность образовательного процесса в целом, пишет “Российская газета”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте