search
main
0

Российские архивы идут на помощь школам

​Наверное, каждый учитель истории хоть раз да был в архиве – на практике в студенческие годы или в читальном зале, чтобы поработать с подлинными источниками. Архив – учреждение, которое осуществляет хранение, комплектование, учет и использование архивных документов, в первую очередь Архивного фонда России, отобранных из огромного ежеминутно создаваемого количества документов по специальным правилам и методикам для вечного хранения. Эти источники, по сути, представляют собой документальную память нашей Родины. По состоянию на 1 января прошлого года их общее количество насчитывает примерно 464 млн дел, абсолютное большинство их открыты и доступны для пользователей.

Несмотря на все зигзаги и катаклизмы исторического процесса, наши деды и прадеды в целом понимали значение архивов для сохранения национальной идентичности. В результате по количеству и качеству принадлежащих ей документальных источников Россия сегодня входит в первую тройку мировых держав, но нет автоматической связи между количеством и качеством исторических источников и глубиной познания прошлого. В государственных и муниципальных архивах страны (без учета ведомственных архивов) по досоветскому периоду хранится 37 млн дел (15% от общего количества). По советскому периоду – 197 млн дел (80%). По постсоветскому, современному периоду – 14 млн дел (5,5%). Все дореволюционные документы доступны, среди советских – секретных – примерно 2%, то есть абсолютное большинство документов доступно, полученные на их основе результаты можно проверять.В период с 1992 по 2010 год архивами при участии Российской академии наук были подготовлены и изданы тысячи документальных сборников и трудов по самым разнообразным историческим сюжетам, в их числе такие фундаментальные серийные публикации, как «Политические партии России», «История сталинского ГУЛАГА», «Трагедия советской деревни», «Россия. ХХ век», «История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР», «Культура и власть. От Сталина до Горбачева», «Голод в СССР». Многие из них подготовлены во взаимодействии с Комиссией при Президенте Российской Федерации по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России. В деле научного осмысления, научной интерпретации уже открытого документального наследия нам как воздух нужны более зримые и весомые результаты, нужны фундаментальные научные труды и учебники, которыми могли бы пользоваться не только учителя школ, но и сами работники архивов, библиотек и музеев.Работе с образовательными учреждениями мы уделяем серьезное внимание. Во многих архивах регулярно проводятся обзорные и тематические экскурсии, уроки памяти к юбилейным датам, «круглые столы» и олимпиады, лекции и встречи с демонстрацией документов архивов, документальных фильмов, краеведческие чтения, архивы подготовили такие издания, как «История Москвы: Хрестоматия по курсу москвоведения» (в 4 томах), учебник «Москвоведение. Москва – столица России». Российский военный архив курирует деятельность историко-поискового отряда «Архивобус» Московского городского Дворца детского и юношеского творчества. Архив и дворец провели военно-туристические походы по местам Московской битвы, боев в Калужской, Тульской областях, подготовили и издали справочные и методические пособия по поисковой деятельности, программу на CD «Военная история» для системы дополнительного образования Москвы.Российский архив социально-политической истории совместно с гуманитарным центром «Преодоление» им. Н.А.Островского выполнил выставочные проекты, посвященные Дню Победы, Дню рождения пионерской организации, Дню защиты детей, которые посетили школьники Москвы, Ивановской, Орловской, Тульской областей.Все-таки наиболее перспективным, я бы сказал массовым, направлением сотрудничества школы и архивов постепенно становится доступ к оцифрованным образам архивных документов и средствам их поиска через сеть «Интернет». В школу постепенно и неуклонно приходят компьютеры. Дети не мыслят своего образования без овладения этой техникой. Почему бы не использовать возможности удаленного доступа для непосредственного знакомства с электронными образами архивных документов? Ведь подобное прикосновение к документам прошлого – к автографам выдающихся государственных деятелей, писателей и ученых, к метрическим книгам, другим документам прадедушек и прабабушек, – безусловно, повысит интерес школьников к преподаваемому вами предмету. У учителей истории появляется возможность, которой не имели их предшественники, – использовать в учебном процессе подлинные исторические источники.Уже сегодня в сети «Интернет» на официальном сайте Федерального архивного агентства archives.ru, отраслевом портале «Архивы России» www.rusarchives.ru, сайтах архивных учреждений размещен большой и разнообразный материал: электронные образы экспонатов всех последних архивных выставок, документы по темам «Голод в СССР», «Путь к Нюрнбергу», «ОУН и УПА в 1939-1956 гг.», по проблеме Катыни из «пакета №1», наконец тысячи уникальных фотографий по истории Великой Отечественной войны с сайта «Победа. 1941-1945». Этот открытый и доступный контент можно спокойно использовать при подготовке уроков и внеклассных мероприятий.Справедливости ради надо сказать, что мы находимся только в начале пути. В первую очередь сегодня оцифровываются каталоги и описи к архивным документам, поскольку их перевод в электронную форму резко ускоряет поиск нужной информации в архивах. Именно в это направление вкладываются основные финансовые средства. Тем не менее, учитывая потребности школы, потребности молодого поколения, мы в планах на ближайшие годы предусмотрели проекты, которые для вас будут как минимум полезны. Это создание виртуального выставочного зала, где педагоги смогут ознакомиться с оцифрованными экспозициями архивных выставок и совершить экскурсии по федеральным архивам, увидеть уникальные документы, читальные залы, хранилища, реставрационные лаборатории наиболее крупных и известных российских архивов.Второй проект под условным названием «Архивы – школе» предполагает создание виртуальной хрестоматии по школьному курсу «История России» с подборкой электронных образов текстовых и аудиовизуальных документов с соответствующими аннотациями и комментариями. Учитель при подготовке урока или внеклассного мероприятия будет иметь возможность отобрать для использования необходимые ему документы. В осуществлении проекта, к которому мы приступим в следующем году, примут участие как архивисты, так и ученые-историки, авторы методических пособий, опытные школьные педагоги. Понятно, что результаты реализации проектов будут выставлены в сети «Интернет».Андрей АРТИЗОВ, руководитель Федерального архивного агентства, доктор исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте