Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Российская империя в начале ХIХ в.», 8-й класс.

Дата: 15 марта 2012, 00:25
Автор:

Цель: подвести учащихся к пониманию того, что российское государство начала ХIХ века было империей, располагающей огромной территорией и многонациональным составом населения. Формирование умений: работать с различными источниками исторических знаний; сопоставлять оценки исторических событий, явлений, личностей прошлого; определять и аргументировать собственное отношение к историческим событиям, явлениям, личностям начала ХIХ в.

Иллюстрация с сайта:  http://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081018_subjects_stories_pre_show.html

План урока

1. Территория и население Российской империи в начале ХХ века.

2. Политический строй.

3. Города (столичные, губернские, уездные) и деревни.

Основные понятия: «империя», самодержавие.

1. Актуализация знаний

Что такое империя? Каковы особенности самых мощных империй ХIХ века – Великобритании и Франции? Как управлялось в начале ХIХ в. одно из самых больших государств мира – США? Назовите европейские страны, бывшие многонациональными империями в ХIХ веке.

Когда Россия была провозглашена империей? Кто стал ее первым императором? Как шло расширение границ и приращение территории Российской империи в ХVIII веке? Какие проблемы возникали по ходу расширения границ Российской империи? Что такое самодержавие? Каковы особенности русского самодержавного государства?

Вспоминаем, что самодержавный монарх – независимость власти от общества. К ХIХ в. не существовало ничего, что могло бы ограничить монархию: ни парламента, ни конституции, ни политических свобод, ни легальных партий, ни свободы прессы. Ограничивали царское самодержавие требование передачи престола старшему сыну или старшему члену семьи мужского пола и исповедование православия.

2. Постановка проблемы

Каковы особенности Российской империи в начале ХIХ века? Каковы особенности российского самодержавия?

3. Исследование вопроса

Александр I очень хорошо ощущал имперский характер России. Но как организовать такое огромное пространство? Как им управлять? В молодости царь проявлял интерес к принципу федерализма и даже пытался завязать отношения с Томасом Джефферсоном, ставшим в 1801 г. американским президентом. Американская система сочетания центрального и местного управления интересовала царя. Россия провела реформу губернского управления. Теперь губернатор давал отчет непосредственно царю, губернские управления подчинены не сенату, а министерствам. Это несколько децентрализовало страну, но российская модель государства далека была от американской. Российская империя имела многонациональный состав.

Рядом с русским народом, самым многочисленным, на западе жили украинцы, белорусы, поляки, финны и другие народы. От Волги на север и восток жили тюркоязычные татары, башкиры, чуваши, якуты и финно-угорские народы: мордва, марийцы, удмурты, коми и др. Большинство населения придерживалось православной веры.

Каковы преимущества и недостатки жизни в большом, многонациональном государстве?

Расширение территории империи в начале ХIХ века.

Колонизация земель продолжалась. Так же, как при Екатерине II, она шла на юг. С 1803 по 1805 г. в Новороссии (Украине) поселились более 5 тыс. колонистов из немцев, чехов, южных славян. Новым колонистам давались значительные льготы, и освоение южных земель шло быстро. Новороссия стала в ХIХ в. важнейшим источником хлебного экспорта. Используя статут порто-франко (право беспошлинной торговли), одесский губернатор француз Ришелье превратил город в крупнейший порт. Позже усилилась крестьянская колонизация южных земель, государственные крестьяне из Тульской, Курской и др. губерний переводились в Новороссию.

Рассмотрев карту на стр. 8 учебника, учитель может обратить внимание учеников на особенности управления большой территорией, сравнив управление России (его исключительную централизацию) и США, имеющими помимо центральных органов сильное местное управление на уровне штатов (свои конституции, органы власти и пр.).

Особенности Российской империи, в отличие от Великобритании, Французской империи. В отличие от европейских колониальных империй, состоявших их метрополий и заморских владений, Российская империя составляла единый массив. Особенностью российской империи является то, что ее создание шло за счет «подгребания» соседних территорий, расползания по суше. Идти, ехать, скакать на лошадях, а не плыть за моря, океаны, как при создании империй колониальных, например, британской. Заселяемое пространство русские воспринимали как свое.

В колониальной империи местная элита не входит в состав общеколониальной. Британец покорял, подчинял, но не впитывал в себя культуру покоренных народов, не вживался (представить себе индуса в палате лордов было бы невозможно). В традиционной империи местная элита остается «наверху», местная аристократия становится частью русской знати, общеимперской аристократии и позже бюрократии, смешиваясь с аристократией лидирующей нации. Немецкий историк Эрик Амбургер показал, что в ХVII в. только треть высшего чиновничества в России была русского происхождения. В то же время 25% – западноевропейского, 24% – польского и литовского, 17% – татарского. В ХVIII и ХIХ вв. из почти 3000 чиновников, о которых пишет исследователь, 40% были нерусскими, из них около 500 немцами (из которых 355 происходили из Прибалтийских губерний).

Эксплуатировал ли русский народ другие? Если в колониальной империи народ колоний становился донором, жертвой эксплуатации, то в традиционной империи, какой была российская, народ титульной нации, ядра, так же эксплуатировался, как и народ, населяющий покоренные земли. Происходило «вживание» культуры народа – ядра в иные и наоборот. Шла интеграция большого пространства России. Народы, отстававшие в развитии, вписывались в цивилизацию. Жизнь части покоренных территорий оказывается значительно более сытной и менее обременительной, чем жизнь в центре. В состав империи в начале ХIХ в. вошли Грузия, Армения, Азербайджан, Молдавия, Финляндия.

Если до ХIХ в. в российскую империю входили народы, культурно (конфессионально) близкие, стадиально отстававшие, то в первой половине ХIХ в. обострилась польская проблема, где жили католики и где территория быстрее, чем какая-либо в России, развивалась по-капиталистически, а также проблема Финляндии с ее протестантским населением.

Каковы особенности российского самодержавия? Необходимо обратить внимание учеников на понятие «самодержавие», а также чем русское самодержавие отличалось от монархий ХIХ века (после Венского конгресса). Целесообразно вспомнить, какую роль играло русское самодержавие на Венском конгрессе и в Священном Союзе. Можно предложить ученикам составить схему «Что ограничивало монархии в начале ХIХ в. (после Венского конгресса)?»

Свод Законов Российской империи, действовавший с 1833 по 1905 гг., формулировал права и обязанности царя: «Его Величество есть самовластный Монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский Государь, по своей воли и благомнению управлять». «Никакое место или правительство в государстве не может само собою установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной Власти».

Каково было территориальное деление государства? Территориальные единицы, образованные в Российском государстве, можно рассмотреть, опираясь на следующую схему: Российское государство: губернии, уезды, волости.

В начале ХIХ в. в России было 686 городов и посадов (маленьких городков). Все они были «большими деревнями», как, впрочем, были в то время все города России, кроме Петербурга. Население в городах занималось огородничеством, держало скот и жило в избах. В городах проживали 2,7 млн. человек, что составляло примерно 6,5% всего населения страны. Это значит, что остальные 93,5% населения жили в деревнях и селах. Это говорит об аграрном характере русского общества.

Обобщение и подведение итогов

Россия в начале ХIХ века была многонациональной, многоконфессиональной империей. По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. По социально-экономическому – аграрной.

Елена Захарова, кандидат исторических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt