В июне 2010 года в Москве была создана региональная общественная организация «Общество поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «Катюша». О некоторых важных проблемах, которыми занимается «Катюша», шла речь на одном из традиционных селекторных совещаний ДОгМ.
Наталья ПРИСЕЦКАЯ, президент Общества поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей:Организация, которую я возглавляю, называется «Катюша», представляет родителей с инвалидностью. Некоторые из них, как и я, стали родителями, уже будучи инвалидами, – по данным только Департамента здравоохранения, ежегодно более 60 женщин с инвалидностью рожают детей в Москве. Некоторые родители стали инвалидами в результате атак террористов, автоаварий, других неблагоприятных ситуаций, к сожалению, нет даже приблизительных данных о том, сколько здоровых родителей становятся после этого инвалидами. Но даже в этой сложной ситуации все они продолжают оставаться любящими и заботливыми родителями, поэтому потребности этой многочисленной группы граждан должны быть услышаны и учтены. Такие семьи нуждаются в поддержке государства, поэтому мы занимаемся и лоббированием соответствующих законов, и адресной поддержкой родителей-инвалидов, и организацией мероприятий для родителей и их детей. Нашей организации всего полтора года, в большинстве проектов заняты волонтеры. Некоторые наши проекты поддержало московское правительство, но в основном это волонтерская общественная работа. Мы просто помогаем этому миру, а не зарабатываем на этом деньги.Родители с инвалидностью – это обычные родители, но перед ними ежедневно возникают проблемы, которые в одиночку не решить, к сожалению, нет таких программ, которые бы позволяли обслуживать такие семьи на дому. Если мама с инвалидностью не может отвести своего ребенка в детский сад, не может поговорить с воспитательницей, значит, жизнь ребенка проходит мимо нее. То же самое касается школы, мест досуга, развлекательных мероприятий. Доступность среды для людей, имеющих инвалидность, – тема, которую уже неоднократно обсуждали, многие уже знакомы с этими проблемами, но сегодня есть смысл обсуждать то, как быстро и качественно сделать доступной среду в школах. У меня двое детей, старшая девочка в следующем году пойдет в первый класс, поэтому для меня, как для мамы, тема доступной школьной среды чрезвычайно актуальна. Мне хочется участвовать в жизни своего ребенка, но мне известно, что многие мамы и папы, с которыми мы работаем, сталкиваются с большими сложностями именно при посещении школ.Кто заинтересован в том, чтобы в школе была доступная среда, в первую очередь входная группа, санузлы, возможность попасть на разные этажи? Это ученики с инвалидностью с поражением опорно-двигательного аппарата, включая инвалидов, использующих кресла-коляски; родители с инвалидностью, лица преклонного возраста (60 лет и старше), ученики с временной инвалидностью, беременные женщины, люди с детскими колясками. У одной из наших активисток Ольги ребенок уже оканчивает школу, она пользуется инвалидной коляской, но все годы постоянно ходила на родительские собрания, каждый раз в школе охрана бодро таскала ее на третий этаж, но Ольга считает, что это опасно и для жизни, и для здоровья. Лица преклонного возраста – это наши бабушки и дедушки, которые тоже хотят общаться со своими внуками, приводить их в школу, быть с ними на каких-то школьных мероприятиях. Ученики с временной инвалидностью появляются в школе время от времени, всякое бывает: кто-то ломает ноги, руки и какое-то время имеет ограничения в передвижении. Обычно такие дети уходят на надомное обучение, но если в школе будет создана доступная среда, они также смогут, несмотря на временные трудности, посещать школьные занятия. Бывает так, что в школьные учреждения приходят родители с детскими колясками, для них тоже нужна доступная среда.Комплексное создание доступной среды включает различные этапы работы: проектирование, согласование, строительство (переоборудование), оснащение оборудованием, в том числе электроподъемниками. Очень важно на всех этапах думать о безопасности детей, чтобы, во-первых, никто из них себя не повредил в контактах с этим оборудованием, а во-вторых, чтобы оборудование было защищено от так называемого вандализма. Обычно комплексное создание доступной среды требует не одного дня, эта работа длится несколько месяцев, если делать все четко в соответствии со всеми СНИПами, нормативами. Понятно, что невозможно сделать все быстро и при этом качественно. Как быстрое решение (где-то это будет на постоянной основе, где-то временное решение проблем доступной среды) могут быть применены переносные съемные пандусы, но не швеллеры. К сожалению, порой крепят к лестнице две металлические полосочки и считают, что этого достаточно для создания доступной среды, хотя швеллеров нет ни в одном нормативном акте, они опасны для жизни и здоровья. Переносные, складные пандусы можно использовать и временно: человек заехал, пандусы сложили и убрали, они весят немного и занимают немного места. Когда проходит большое количество людей, в частности детей, такие пандусы не препятствуют движению по лестницам. То есть пока проектируют и делают большие пандусы, ищут и находят проектные решения по оснащению школы пандусами или другими элементами доступной среды, съемные, переносные пандусы могут стать временным решением проблемы.Информация к сведениюНаталья Присецкая стала инвалидом в юности в результате несчастного случая, вот уже 16 лет она занимается общественной некоммерческой деятельностью, стране она стала известна в 2008 году, когда ее не пустила на борт самолета стюардесса авиакомпании «S7», Наталья подала в суд и выиграла дело. Вскоре после этого она стала мамой и начала решать проблемы, которые осложняют жизнь женщинам-инвалидам, имеющим детей.
Комментарии