Сегодня мы много говорим о том, каким должен быть современный урок. Для меня современный урок – это урок, где прежде всего есть живое общение, где есть возможность сказать и быть услышанным, понятым.
Во-первых, вся жизнь человека проходит в общении, а во-вторых, сегодня, как никогда, многие наши дети одиноки, испытывают дефицит настоящего общения. И слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» можно понимать буквально: общение – действительно роскошь, доступная не всем, как и любая роскошь. И раз специфика предмета «Литература» способствует развитию живого общения, мы не должны лишать этого детей. Важно, чтобы современные технологии были лишь хорошими помощниками учителя литературы, но ни в коем случае не подменяли его. Какие бы новации ни вводились на уроках, какие бы формы ни использовал учитель, традиционные или нетрадиционные, главными участниками образовательного процесса на уроках литературы всегда остаются учитель и ученик, потому что литература – искусство слова, классическая литература – это средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности. А пока мы рассуждаем о современном уроке, многие наши дети посещают школу только потому, что так надо, почти не читают и мало говорят. Это, к сожалению, реальность, с которой сталкивается учитель каждый день. И, создавая свой современный урок, он должен изо дня в день кропотливо работать над многими задачами.Когда ученики впервые приходят на урок, учитель должен заинтересовать их своей личностью (составная часть понятия «современный урок» – интересный учитель), своим предметом, действия «надо!», «ты должен!» превратить в творческую энергию. Кроме того, готовясь к уроку, учитель должен учитывать и возраст детей. Ученики 5-6-х классов – это еще малыши, поэтому я часто использую игровые приемы. В игре ребенок чувствует себя комфортно, свободно, так как состояние игры – его естественное состояние. Кроме того, во время игры можно увидеть опыт общения, с которым ученик пришел из начальной школы (лидерские качества, способность уступать или идти к цели любыми способами и т. д.). Можно использовать, например, дидактические игры (игра с предметами, настольно-печатные, словесные игры). Их основная задача, конечно, обучающая, а особенность в том, что цель достигается незаметно для ребенка, потому что ученика такие игры привлекают возможностью проявить активность, выполнить игровые действия, выиграть. Но если участник игры не владеет знаниями предмета, то он не сможет принять в ней активное участие. Значит, к следующему уроку-игре он постарается восполнить свои знания (а учитель скажет о том, что игра продолжится на следующем занятии). Игровые моменты можно использовать на разных этапах урока. Чтобы узнать тему урока, детям предлагается разгадать кроссворд. Или, например, в ходе урока надо повторить тему «Эпитеты». Звучит скучно, потому что надо. «Ребята, хотите поиграть в литературное лото? Делимся на две команды. Давайте вспомним, что такое эпитеты, постоянные эпитеты». Первая команда получает листочки с написанными существительными, вторая – с прилагательными. Должна образоваться пара, например «ветер буйный». После такого урока ученик с радостью придет на следующий.Итак, интерес к предмету появился, а перед учителем стоит следующая задача – закрепить интерес. Настоящий интерес можно увидеть в общении. Но чтобы это общение состоялось, ученик должен уметь выражать свои мысли, у него должно быть желание вступить в общение, в котором его услышат и поймут, он должен уметь выступать перед аудиторией. К сожалению, этого многие школьники не умеют или делают с трудом. В этом случае можно использовать элементы технологии уровневой дифференциации, так как в классе находятся дети не только с разным уровнем знаний, но и с разным уровнем опыта общения. К примеру, типичный урок по характеристике литературного героя, на котором обычно работают лишь несколько человек. Причина не только в знаниях или их отсутствии, но и в неумении говорить. Развить речь помогают упражнения коммуникативного характера. Например, «Напиши письмо» самому себе, в котором расскажи, что тебе понравилось/не понравилось в поступках героя и т. д. Это очень важно, так как человек не сможет общаться с другими, пока не научится общению с самим собой. Через некоторое время ученик будет быстро справляться с данным заданием, увидит, что его мысли во многом совпадают с мыслями других, и скорее всего даже захочет поделиться ими.Многих людей не интересуют проблемы, если они не связаны с ними самими, их жизнью. Дети не исключение. Им часто сложно найти оправдание поступку героя, простить, понять его. Прием «Актуализация эмоционального опыта» позволяет пробудить в душе ребенка те чувства и переживания, которые он испытывал сам. Они необходимы для понимания и принятия тех нравственных ценностей, о которых идет речь. Детям предлагается прочитать текст, в котором, например, обидели героя, и описать то, что может чувствовать герой. Ученики обычно пишут немного, слова повторяются. Тогда учитель предлагает детям вспомнить ситуацию, когда их самих обидели незаслуженно, и описать уже свои собственные чувства. О своих переживаниях ученики напишут намного больше, эмоциональнее, потому что это их боль. Далее учитель предлагает сравнить два описания, задает вопросы: «Герой произведения переживает меньше вас? Он страдает меньше вас?» Оказывается, нет. Просто окружающие не в состоянии полностью понять его чувства. Многие ученики очень категоричны в своих суждениях. Они не прощают литературным героям ничего, несмотря на возмущение класса. Но я всегда выслушиваю их точку зрения, а потом задаю вопрос: «Представь, что герой – это ты. Именно ты оказался в данной ситуации». К себе отношение меняется полностью. Данный прием помогает ребенку переносить эмоциональное состояние героя на себя, и тогда ему легче понять переживания литературного героя, а самое главное – чувства окружающих людей.Анализ текста – очень сложный вид работы. Мы учим детей видеть написанное, читать между строк, аргументировать ответы. Анализируем удивительный рассказ В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Героиня Катерина Петровна воспитывает внука-сироту. Характеризуем бабушку, используя текст. Катерина Петровна и добрая, и мудрая, и хорошая хозяйка. «Ворчливая!» – кричит один из учеников, и он вроде прав (слова «проворчала», «ворча» есть в рассказе). Но, поработав с текстом, выясняем, что за ворчливостью скрывается забота о внуке. Значит, качество «ворчливая» заменяется совершенно другим – «заботливая». Потом ученики с удовольствием рассказывают о своих замечательных бабушках. «Ребята, любите своих бабушек? А в чем проявляется эта любовь? Бабушка знает, что вы ее любите?» В ответ – молчание или неуверенное: «Ну люблю». «Ребята, выразить свою любовь просто, для этого не надо много времени. Присядьте на минутку, скажите, что соскучились, что она самая лучшая. Или, уходя из дома, скажите, что уходите. Минуты внимания достаточно пожилым людям, чтобы почувствовать себя нужными и любимыми». Детей надо учить всему: доброте, любви и даже умению выражать эту любовь. Пропустив все чувства через себя, поставив себя на место героя, дети способны понять окружающих.Итак, интерес закреплен, появилось умение и желание общаться. А перед учителем уже стоит другая задача – непременное развитие заинтересованности умственной деятельностью, постепенный переход от работы воспроизводящего характера к самостоятельной деятельности, творчеству. К этому дети подходят уже в старших классах. Наиболее эффективной на этом этапе считаю технологию проблемного обучения (организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению) и выбираю такие формы работы, как дискуссия, диспут. Урок-диспут – это мини-жизнь в общении, потому что правила участия в диспуте – это правила жизни:- подумай, о чем ты будешь говорить;- спорь честно, не искажай мысли других;- лучшее доказательство – точные факты;- уважай мнение других;- если ты не прав, признай это.И если ученик выпускного класса способен честно, открыто участвовать в диспуте, значит, он готов к правильному общению в жизни. А современный урок литературы, длившийся несколько лет, получился.Гульназ НАСЫБУЛЛИНА, учитель русского языка и литературы высокогорской школы №1 Высокогорского района Республики Татарстан
Комментарии