Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ромашки для коровы. или Настоящее дело для будущих мужчин

Учительская газета, №24 от 14 июня 2005. Читать номер
Автор:

Едва ли какой взрослый ждет лета с таким нетерпением, как ждут его дети. Отдохнуть от надоевших уроков, обрести новых друзей, сменить обстановку, провести лето у бабушки в деревне – об этом мечтают все школьники. Но, к сожалению, не всегда надежды, возложенные на лето, сбываются – каникулы могут пройти скучно, неинтересно, показаться слишком долгими и нудными.

С 1973 года через каждые 8 – 10 лет провожу опросы школьников.

В этом году более тысячи учащихся из Мурманска и Североморска рассказали в сочинениях о своих планах, мечтах и надеждах на лето. Было высказано 23 пожелания: от «походить по Парижу» до «доить бабушкину козу, надев ей венок из ромашек на голову». Некоторые сравнения оказались ошеломляюще парадоксальными для меня. Так, 30 лет назад ребята в своих представлениях о хорошем летнем отдыхе на второе место ставили после «моря, пляжа, солнца» походы и экспедиции. Начиная с 90-х годов интерес к походам стал резко снижаться. С 31% в 70-е годы до 3,3%! Почему? Этот вопрос мы обсуждали с учителями физкультуры и тренерами. Педагоги отучили детей ходить в походы: боятся непредвиденных случайностей, в школе стало мало мужчин, учителю не на что купить непромокаемую обувь, походную куртку, запретили жечь костры. В прошлом году удалось пойти в поход только 10% из числа тех, кто мечтал о нем. Тот, кто хоть раз прошел с детьми по туристской тропе, наверняка убедился в том, насколько полезен этот вид отдыха. Дети закаляются физически, знакомятся со своим краем, его природными богатствами. Руководитель детско-юношеского клуба «Пилигрим» г. Североморска Анатолий Липин готовится со своими ребятами к велопробегу по дорогам стран Северной Европы. Уже не первый год юные велотуристы совершают такие поездки. По пути ребята встречаются со своими зарубежными сверстниками, ведут сравнительные наблюдения за экологическим состоянием лесов.

В начале июня начинает свою

28-ю экспедицию клуб «Богульник» пятой мурманской школы. В течение 15 лет под руководством учителя истории и ОБЖ Николая Богданова юные туристы выполняют поручения управления лесного хозяйства, Мурманского биологического института, Кировского альпийского ботанического сада, Лапландского заповедника. Я встречался с детьми, хорошо знаю их научные исследования по деревянному зодчеству поморов, гляцеологии (описание летних и зимних снежников Монче-тундры), определению условий детской залежки ластоногих, составлению карт лесных пожаров. Даже старожилы Лапландского заповедника не могут припомнить такого описания учеными двух водопадов, которое сделали ребята из пятой школы.

Дружил со старшеклассниками Мончегорска, которые устанавливали причины гибели лесов в окрестностях комбината «Североникель». Таких детей не надо убеждать в необходимости охраны природы. Что может быть доказательнее знаний, добытых из взаправдашней жизни, из реального взаимодействия человека с природой! Сегодня, когда речь идет о трудных подростках, стало модным употребление терминологии – психологическое сопровождение, поддержка, медитация. Мало верю в это. Мальчишкам нужно ДЕЛО. Интересное, Трудное, но Творческое ДЕЛО.

Самые массовые пожелания на лето – быть с друзьями у костра, на озере, в деревне, на рыбалке. Несколько больше оказалось пожеланий отдыхать среди природы, в деревне, чем на море, ходить в лес, купаться на реке, рыбачить, носиться на велосипеде, есть свежие фрукты, помогать бабушке (кстати, это главный человек, с которым ждут встречи, особенно пятиклашки). До седьмого класса подавляющее большинство мечтают об отдыхе с родителями. Правда, есть и такие пожелания: «Чтобы родители вели себя поспокойнее между собой, чтобы папа меньше ковырялся в машине, а ходил с нами в лес». Есть и такие ответы старшеклассников: «Хочу в лагерь, где не будет моих родителей, которые вечно наставляют меня. Хотела бы работать летом, это классно тратить деньги, которые заработал сам, а не которые с причитаниями тебе дают родители». Кстати, желание провести лето в трудовых лагерях и заработать там деньги было в 90-х годах в восемь раз больше. Напрочь уже забыт такой вид отдыха , как трудовые лагеря. Во много раз возросло число желающих провести лето за границей, в основном это гимназисты.

Много лет пытаюсь склонить наших аспирантов заняться проблемами подростковой влюбленности. Не хотят, а зря. Это самая волнительная и значительная часть их жизни. И конечно, старшеклассницы связывают свое предстоящее лето со встречей любимого человека. О новых встречах и друзьях мечтает каждая четвертая девочка, среди юношей таких единицы. Говорить на эту тему и нам, и родителям нельзя без настороженности. Вот признание старшеклассницы: «Люблю всякие экстремальные ситуации и приключения, а они могут быть только на пляже, в южных барах и ресторанах… Отрываться по полной программе в ночном клубе». Кстати, в анкетах десятилетней давности часто упоминалась дискотека, а такие понятия , как «бар», «ночной клуб», вообще не упоминались.

Довольно занимательны отзывы о школе. Вот мечта девятиклассника: «Отдыхать везде хорошо. Лишь бы на глаза не попадались школьные учебники». И поставил при этом десять восклицательных знаков. «Отдохнуть от школы» – таких пожеланий в два раза больше у учащихся гимназий.

В порядке убывания значимости назову желаемые планы городских детей на лето: быть с друзьями; деревня, природа, рыбалка, речка; море, солнце и пляж; лишь бы с родственниками; отдых за границей; спортивный лагерь, тренировки; дискотеки, вечера; походы; посещение достопримечательностей; компьютер, телевизор, книги. Часто упоминаются пожелания: больше гулять, остаться дома; много спать, завести новых друзей; побыть в одиночестве, слушать птиц, гулять с собакой, организовывать семейные экскурсии.

Иногда для ребенка лучше, если он останется в родном городе, нежели его «сплавят», как это нередко бывает, к какой-нибудь двоюродной тете, где он никому не нужен. Отдых в городе также во многом зависит от родителей, их заботы и пристального внимания к окружению ребенка. Будучи в течение 20 лет членом городской комиссии по делам несовершеннолетних, просматривая летние дела, удивлялся, насколько обогащалась мозаика и каталог детских правонарушений. Многое делается в нашей области по организации летних лагерей непосредственно на базе школ. Но как правило, туда идут 10-11-летние дети.

Остающиеся на лето в городе – это далеко не лучшая часть, подросткового контингента. Она-то и попадает часто в самую закрытую для взрослых зону – криминогенную группу. Именно она становится регулятором поведения подростка, берет на себя функции развития, обогащения отдыха и развлечений. Когда же родителям надо насторожиться? Как правило, криминогенную подростковую группу можно отличить по следующим признакам: она, как правило, разностатусная, например, двое из одной школы, трое из ПУ, а двое вообще нигде не учатся. Гуляя по городу, подростки сталкиваются с себе подобными. Срабатывает: «Рыбак рыбака…». Чаще всего такая группа разновозрастная. Группы бывают довольно многочисленные, 7 – 10 человек. Подмечены закономерности: если группа уменьшается, возрастает опасность совершения правонарушений. Как бы сужается доступ ненадежных к преступным замыслам. Появление опытного лидера с преступными установками ускоряет негативную переориентацию.

Особого внимания заслуживают обстоятельства, причины, «выдавливающие» ребенка на улицу. Прежде всего это наличие в семье духовной автономии. Подросток глубоко переживает самое болезненное для него явление – незаинтересованность в себе. Эмоциональная пустота и тягостность в семье также заставляют ребенка искать душевного комфорта.

Частым поводом ухода ребенка в деморализованную среду является родительский гнев, неумение посмотреть на мир глазами современных детей.

В течение трех месяцев надо создать условия, чтобы было интересно, друзья рядом, расслабиться, превзойти кого-то.

Ребячьи вкусы очень разнообразны. Должны ли на это влиять родители? Должны, непременно. Лето – пора серьезная. Надо помочь ребенку набраться сил хорошо развлечься, и при этом не допустить духовной и нравственной деградации.

Хотелось бы закончить свои рассуждения словами одной десятиклассницы, которая написала в анкете восторженную фразу: «Лето – нет слова слаще!»

Вячеслав ПОДГОРНЫЙ, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Мурманского областного института повышения квалификации работников образования, Мурманск


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту