В следующем году Воронежскому областному Центру детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий исполнится 75 лет. Сегодня в центре работают 57 различных объединений, в которых занимаются около 700 детей и подростков. Это, говоря вузовским языком, по очной форме. А ведь есть еще целый ряд мероприятий, в которых участвуют ребята из сельских школ, в течение года посещающие свои районные туристические станции или школьные кружки. Но несколько раз в год они обязательно встречаются, чтобы участвовать в областных конкурсах, соревнованиях и конференциях. Например, в январском областном конкурсе «Турист года» или в мартовской и ноябрьской краеведческих конференциях школьников по программе «Край родной». Есть еще областные соревнования по спортивно-туристскому многоборью и школе безопасности (в этом году они проводились уже в 48-й раз), а также ежегодное первенство области по технике водного туризма на приз памяти Игоря Базилевского и областная экологическая экспедиция «По рекам Черноземья», первенство области по спортивному скалолазанию и областной профильный лагерь юных археологов «Возвращение к истокам».
Согласитесь, прежде чем отправиться с детьми в поход или научить их преодолевать туристическую полосу препятствий, надо самому уметь это делать. Поэтому центр активно работает не только со школьниками, но и с учителями и студентами. Каждый год в сентябре проводится туристский слет педагогов и студентов, а в октябре – областной семинар руководителей туристско-краеведческих объединений школьников. В феврале приезжают на семинар руководители школьных музеев и археологических объединений, проводятся педагогические краеведческие чтения и очно-заочная школа инструкторов детско-юношеского туризма. Сейчас в Воронежской области 251 школьный музей, и все они существуют благодаря энтузиазму и кропотливому исследовательскому труду учителей и их воспитанников. Ежегодно центр проводит областной смотр музеев образовательных учреждений, а в 1998 году авторский коллектив центра (тогда он назывался областной станцией юных туристов) сам стал лауреатом Всероссийского конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися. Преподавателей центра во главе с тогдашним директором Тамарой Данилевской наградили за разработку областной программы краеведческого движения школьников «Край родной» и за методическую разработку «По местам воинских сражений в Воронежской области».
– Основные направления нашей работы – экскурсионное, краеведческое, туристическое, ориентирование и скалолазание, – рассказывает директор центра, заслуженный учитель РФ Татьяна Васильевна Грицаенко. – Специфика центра – это работа на всю Воронежскую область. У нас много сельских школ, в которых туризм и особенно краеведение очень популярны. Система работы в этом направлении сложилась давно и одна из первых в России. Еще до того, как на смену всем пионерским маршам придумали создать движение «Отечество» и оформить его в программу, мы у себя сделали программу «Край родной», было это около 20 лет назад. Мы остановились на том вечном, что у человека остается всегда – его малая родина. Каждому поколению интересно изучать историю своей семьи, историю школы, села. И когда в перестроечные годы начался спад в работе школьных музеев, наша программа оказалась кстати.
– Татьяна Васильевна, как вы работаете с сельским школами?
– Мы держимся на трех китах – дети, учителя и родители. Им надо общаться, и делать это интересно. В феврале у нас собираются учителя-краеведы на пятидневный семинар. Программа всегда насыщена, мы обязательно выезжаем в сельские и городские школы. В сентябре приглашаем учителей на обучающий семинар, где показываем приемы туристской техники. То есть сначала учим педагогов, а потом к Дню туризма проводим туристский областной слет учителей. Успех работы во многом определяется энтузиастами. Если есть такие в школе, то и туризм процветает, и краеведение. Например, в Россошанском районе в Криничанской школе работает учитель физкультуры, очень увлеченный человек Евгений Владимирович Павленко. Из обычных сельских ребят он сделал прекрасную туристическую команду.
Есть у нас учителя, которые ездят с ребятами на археологические раскопки. Есть те, кто ходит в туриады, их мы проводим в Краснодарском крае в районе горы Папай. Туриада – это поход, но не маленькой группы, а могут идти одновременно до 100 человек. Идут под нашим руководством, но маршрутами разной сложности. Учитель, уже знающий маршрут, может направить свою заявку в маршрутно-квалификационную комиссию, которая существует при центре, и может пойти старшим группы. У нас по всем направлениям обязательно есть система. Обязательно, если съездили на раскопки в июле, то в ноябре проведем конференцию. Чтобы все, что нашли, оформили в виде рефератов, докладов. Ребята даже учатся в гончарной мастерской, реставрируя и реконструируя находки древности.
– На ваш взгляд, сегодня отношение к туризму у детей и взрослых изменилось?
– В обществе изменились ценности, романтики сегодня не популярны. Прагматизм присутствует как у родителей, так и у детей. И если сегодня ребенка приводят заниматься дополнительным образованием, сразу интересуются, а что это ему даст в жизни? Поэтому мы перестраиваемся, например, пытаемся ввести сотрудничество с вузами, обозначить какие-то льготы при поступлении нашим лучшим воспитанникам. Но если в краеведении такие формы работы возможны, туризм продолжает оставаться образом жизни. А что касается детей… Поверьте, они такие же, как и были. Несмотря на прагматизм.
Комментарии