search
main
0

Романтика дальних странствий или научный поиск? О традиционных и новых подходах к профильному преподаванию географии

В проекте Образовательного стандарта по географии профильному уровню уделено достаточно большое внимание. Проект ставит перед школой конкретные цели: освоение системы географических знаний; овладение методами географической науки; развитие географического мышления; воспитание позитивного отношения к окружающей среде.
Сегодня нет необходимости говорить о преимуществах профильной дифференциации в обучении старшеклассников. На первый план выходит проблема наиболее продуктивного использования учителями возможностей профильной дифференциации, которая разрешима только при умелом составлении учебных планов и программ профильных курсов.
Достижение целей, поставленных Образовательным стандартом, возможно разными путями. Рассмотрим один из них на примере эколого-географического профиля. Проанализировав опыт многолетней экспериментальной работы, наметим также некоторые перспективы профильного обучения географии, связанные с новой Концепцией географического образования.

Известно, что в область географии входят биологические, геологические, экономические, социальные, политические и другие знания – как только они начинают рассматриваться с точки зрения их территориальной дифференциации. Такая интегрирующая сила предмета заставляет учителей-географов объединять усилия с учителями других, как естественных, так и гуманитарных циклов.
Таким образом, профильное преподавание географии предполагает изучение не одного, а целого ряда предметов, связанных и дополняющих друг друга по содержанию, видам деятельности, эмоциональной окраске. Изучаться эти предметы могут как на базовом, так и на профильном уровнях. В школах эколого-географического профиля, например, наряду с набором предметов базовой подготовки изучаются дополнительные курсы: “Физика Земли”, “Химия Земли”, “Систематика растений”, а также предметы прикладной направленности и факультативы – “Ландшафтная экология”, “Методы обработки географической информации”, “Топография с основами геодезии”. Практические занятия по этим предметам проводятся на специальном географическом полигоне как полевые практики.
Обучение в классах эколого-географического профиля может строиться в 2 этапа:
I этап (VIII-IX классы) – подготовительный. Здесь предметы базовой подготовки дополняют курсы углубленного изучения: “География своего региона”, “Физика Земли” и др. Кроме того, могут вводиться прикладные дисциплины и факультативы, такие, например, как “Ландшафтная экология”, “Топография с основами геодезии”, “Природа и цивилизация”.
Должна заметить, что большое внимание при комплектовании профильных классов всегда уделялось психологическим особенностям школьников. С помощью тестирования оценивался не только уровень общего развития ребят, но и целенаправленное формирование у них интересов к выбранному профилю. Естественно, результаты тестирования учитывались на вступительном экзамене, кроме того, они служили ориентиром для учителей и рекомендациями для учеников.
Таким образом, основной психолого-педагогической особенностью подготовительного этапа стало комплектование профильных классов с учетом интересов, склонностей и способностей детей.
Для того чтобы ученики могли получить представление о профессиях, связанных с эколого-географическими знаниями, и подготовиться к экзаменам, целесообразно организовать подготовительные группы для поступающих в профильные классы. Занятия в этих группах могут проводить как учителя, так и преподаватели вузов во внеурочное время. Это помогает ученикам вполне осознанно и самостоятельно выбирать ту специализацию, которая наиболее адекватна их интересам, склонностям и способностям.
На втором этапе (X-XI классы) помимо общеобразовательных предметов в учебный план могут включаться дополнительные курсы для углубленного изучения и дисциплины профильной направленности и предвузовской подготовки. Основной психолого-педагогической особенностью этого этапа является адаптация учащихся к требованиям вуза.
Анализируя опыт работы в классах эколого-географического профиля, можно сделать некоторые выводы. Профильное обучение позволило создать тесную связь между предметами естественного и гуманитарного циклов, увеличить часы на изучение тем, имеющих межпредметный характер, сформировать в сознании учащихся систему гуманистических взглядов, принципов, норм поведения по отношению к окружающей среде.
В учебном плане классов эколого-географического профиля увеличилась нагрузка как на основную учебную дисциплину, так и на предметы, связанные с нею.
Увеличение часов на математику объясняется тем, что математические методы в том или ином виде используются в географических исследованиях.
Добавляется время и на изучение физики, так как этот предмет включает много вопросов, которые являются основой для понимания географических закономерностей и установления причинно-следственных связей в природе.
По одному дополнительному часу в неделю получили курсы “Систематика растений” и “Экосистемы и человек”. Они дают углубленные знания по экологии, проблемам охраны биологических систем и позволяют оценивать состояние почв и растительных сообществ в зависимости от действия природных и антропогенных факторов. Такие знания дают возможность ученикам самим принимать меры по охране редких видов растений и биоценозов в целом.
Для понимания процессов образования вещества земной коры и его преобразования на поверхности планеты фундаментальное значение имеют законы физической химии. Правильно оценить состояние окружающей среды и предусмотреть меры по охране природы, подвергающейся антропогенному воздействию, в принципе невозможно без знания природной химии Земли. Состав земной коры, мантии и ядра Земли, круговороты химических элементов в геосферах исследует геохимия – наука, возникшая на стыке химии и географии. Для того чтобы в географических исследованиях можно было использовать геохимические методы, школьную программу по химии, не нарушая ее общей структуры, можно дополнить часами для изучения состава земной коры, химических преобразований минералов и горных пород под влиянием географических условий, а также факторов, способствующих химической миграции веществ.
Выделение из общей программы географии России курса “География своего региона” направлено на более глубокое и последовательное изучение родного края, подробный анализ специфических проблем географической среды. Естественно, что этот весьма насыщенный фактическим материалом и выходящий на практику жизни раздел школьной географии требует большего количества часов, чем это предусмотрено в ныне действующей программе. И, конечно, совершенно неправомерно переносить его в конец курса географии, занимая время, отведенное на изучение своей республики. Ведь наряду с краеведческим принципом преподавания существует не менее важный методологический подход: необходимость использования наблюдений местных природных явлений для формирования понятий и представлений общих (глобальных) закономерностей, таких, как круговорот веществ, ритмичность явлений природы, географическая зональность и т.д.
Принципиально важным для классов эколого-географического профиля стало введение в учебный план дисциплины “Ландшафтная экология” (обобщающее учение о природном балансе). Изучение ландшафтной сферы во всей сложности ее внутреннего и внешнего строения, включая существование и деятельность человека, способствует пониманию целостности природных геосистем и их взаимодействия с обществом. Представление о ландшафтах как о системах, состоящих из нескольких более мелких самостоятельных комплексов, позволяет школьникам обнаружить в них все компоненты природы, закономерности их организации, проследить современные процессы, происходящие в них, а следовательно, составить правильное представление о тех больших геосистемах, частью которых они являются.
При выполнении учебных исследований на местности, которым, кстати, уделено большое внимание в школьной программе, происходит подлинная интеграция дисциплин естественно-научного и обществоведческого циклов. Именно здесь, так сказать, в поле, для изучения природных и социально-экономических объектов привлекаются знания, полученные на уроках географии, биологии, физики, химии, математики, истории, экономики, обществоведения.
Курс “Ландшафтная экология” построен так, что теоретические занятия сочетаются с лабораторно-практическими работами на природном полигоне. Под природным полигоном подразумевается район, где организуются наблюдения над процессами и явлениями, происходящими в природе. Создание такого полигона для классов эколого-географического профиля есть необходимое и достаточное условие для успешного усвоения курса. Важно, чтобы природный полигон имел доступный для изучения пересеченный рельеф, разнообразный почвенно-растительный покров и достаточное количество небольших речек и ручьев. Здесь можно проложить учебные маршруты и определить объекты комплексных географических исследований, такие, как пойма реки, надпойменные террасы, балки, овраги, холмы, котловины с озерами и болотами и др. Кроме того, важно, чтобы поблизости располагались культурно-исторические центры, памятники истории и архитектуры.
Напрямую связаны с практическими работами и такие курсы, как “Методы обработки географической информации” и “Обучение географа-изыскателя”. Теоретические занятия по программе “Методы обработки географической информации” знакомят школьников с приемами получения и обработки географических данных. Разделы программы соответствуют основным методам географических исследований: описательный, картографический, статистический и геоинформационный.
Сегодня особую роль в обработке и хранении информации приобретают геоинформационные системы (ГИС). Это компьютерная база данных, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, нанесенным на карты. Эту информацию можно представить на экране монитора в виде распечаток карт разного масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому из информационных блоков. По пространственному охвату различают глобальные, региональные, локальные и городские ГИС. По назначению они подразделяются на ресурсно-кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и другие. В ГИС природного полигона, например, могут входить следующие блоки:
1. Топографический блок, включающий карту с отметками высот.
2. Геоморфологический блок с геоморфологической картой и характеристикой форм и элементов рельефа.
3. Гидрологический блок, включающий карту водных объектов и информацию о каждом из них.
4. Геоботанический блок с картой растительности и характеристиками каждой растительной ассоциации.
5. Хозяйственный блок с картой хозяйственных объектов и видов хозяйственной деятельности.
6. Блок, включающий в себя информацию о ландшафтах полигона и степени антропогенной нагрузки на них.
7. Блок мониторинга с картой пунктов мониторинга и результатами наблюдений.
8. Учебно-методический блок, включающий в себя карту с ландшафтными профилями и учебными маршрутами, карты и схемы собранного фактического материала.
С оборудованием для учебного полигона – геодезическими, метеорологическими, гидрологическими приборами – старшеклассники знакомятся в курсе “Обучение географа-изыскателя”. Практические занятия, предусмотренные его программой, могут проходить на маршрутах учебного полигона и включают подготовку приборов к работе в полевых условиях, а также технику и тактику движения на маршруте (биваки, экспедиционное снаряжение, полевая документация и т.д.).
Программа “Топография с основами геодезии” развивает умение работы с топографической картой. Школьники учатся делать камеральную обработку полученных материалов, рисовать планы и картосхемы. Все это не только усиливает практическую направленность изучения предметов эколого-географического профиля, но и позволяет подготовить картографические материалы для учебного полигона.
Программа курса “Экскурсовод и гид-переводчик” включает несколько разделов: экскурсоведение, история архитектуры, история родного края, охрана природы, английский язык. Изучение этих разделов расширяет общий кругозор школьников, знакомит с методикой проведения экскурсий, дает необходимые краеведческие знания и помогает осознать, насколько прочно, многообразно и сложно связаны цивилизации с географической средой.
Курс “Мир географии” открывает ребятам романтику путешествий и открытий – настоящий научный поиск в решении проблем познания окружающего мира.
Каковы перспективы профильного преподавания географии? Современные требования ставят на качественно новую ступень разработку собственно географических курсов и модулей, к которым относится в первую очередь курс “Общая география”. Ведь именно он должен знакомить старшеклассников с предметом и задачами современной географии, традиционными и новыми методами географических исследований и содержать основы теоретической географии: физической, социальной и экономической ее ветвей. Такого курса, к сожалению, пока нет.

Наталья ПЕТРОВА,
доктор педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте