Преподаватель русского языка и литературы школы №1358 Наталья КИСЕЛЕВА работала в этом учебном году с одиннадцатиклассниками по новой форме подготовки к ЕГЭ. Для того чтобы помочь ребятам справиться с одним из самых сложных заданий экзамена, за три месяца прошлого лета Наталья Анатольевна создала самоучитель «Паронимы», который размещен в Московской электронной школе в январе 2023 года. Электронное учебное пособие включает в себя более 200 заданий разного плана. На практикумах подготовки к ЕГЭ и самостоятельно одиннадцатиклассники изучали и тренировали свои навыки использования паронимических пар. Что вдохновило на работу над тренажером и есть ли его вклад в отличные результаты ЕГЭ выпускников этого года, рассказывает педагог.
– Наталья Анатольевна, как родилась идея написать электронное учебное пособие ЭУП?
– В прошлом учебном году у меня было два 10‑х класса. Я понимала, что объем работы в новом учебном году, когда они стали 11‑ми, будет очень большой, поэтому стала искать пути оптимизации подготовки тех заданий ЕГЭ, которые проверяют достаточно большой теоретический материал, но могут быть освоены учащимися самостоятельно. К таким заданиям я отнесла задание №5, которое проверяет владение лексическими нормами языка, а именно умение правильно употреблять в речи паронимы. Чтобы успешно справиться с этим заданием, ученик должен знать паронимические пары из словника ФИПИ и иметь навык различать их значения. Словник в общем доступе – бери и учи пары. Но этого недостаточно! Нужно иметь исчерпывающее представление о лексическом значении слов и их сочетаемости в речи. А это уже работа со словарем: как минимум с Толковым словарем, как максимум – со словарем паронимов. Дальше – больше. Я столкнулась с тем, что упражнения не в формате ЕГЭ, а просто для закрепления навыка различать лексическое значение слов-паронимов найти нелегко. Вот так и родилась идея создать свое учебное пособие.
– Значит ли это, что созданный вами тренажер совмещает и словник ФИПИ, и Толковый словарь, и сборник упражнений?
– Да, это именно так. Я хотела создать материал в МЭШ, в котором будут представлены и словарь с толкованием лексического значения каждого слова, входящего в паронимическую пару, и интерактивные упражнения, помогающие ученику сразу отработать выбор паронима, исходя из контекста предложения или словосочетания. Надо сказать, что упражнения на закрепление данного навыка разноплановые, уровень сложности у них тоже разный, например: «классификация», «вставить пароним в предложение», «отметить предложение с ошибкой». Есть в пособии и задания в формате ЕГЭ, но к ним ученик приходит постепенно, после работы с паронимическими парами.
– Что еще кроме толкования значений, упражнений и тестов содержит ЭУП?
– Для ребят, которых увлечет такое явление в языке, как паронимия, в пособии есть список тем проектных работ, содержатся рекомендации, в каком порядке стоит выстраивать работу над проектом. Есть в электронном пособии и дополнительный материал для любопытных о парономазии как средстве выразительности речи. Конечно, в ЭУП содержится и список полезных ссылок на интернет-ресурсы, и список литературы по данному вопросу.
– Когда вы смогли начать работу с пособием для подготовки старшеклассников к ЕГЭ и как она строилась?
– Пособие было закончено к новому учебному году, и я могла уже с ним работать на уроках. Ребята получили возможность работать с ЭУП в МЭШ самостоятельно после утверждения пособия модератором, это было уже после январских каникул. Но интерактивные упражнения они стали получать на дом уже в сентябре, так как все приложения, тестовые задания и тесты пособия содержатся в МЭШ как самостоятельные единицы. Мои ожидания полностью оправдались, и ЭУП стал настоящим подспорьем в подготовке задания №5 ЕГЭ. Я давала в качестве домашнего задания (как правило, на выходные) поработать с группой паронимов: выучить пары, выполнить интерактивные задания, по желанию сделать тестовые задания и тесты. В классе я проводила контроль на знание пар, на выбор паронима исходя из контекста. После проведения контроля сразу обсуждались ошибки и отрабатывалось правильное употребление паронима на примерах, которые ученики придумывали сами. Конечно, несколько уроков в течение года были посвящены совместному изучению трудных пар, например: личный – личностный, целый – цельный – целостный, романтичный – романтический, пуганый – пугливый, несчастный – несчастливый и др. В этом мне также помог мой материал, мы вместе изучали лексическое значение слов, делали выбор паронима в приложении, составляли собственные примеры с паронимами, придумывали, какие иллюстрации к каждому парониму мы бы разместили в ЭУП. Надо сказать, были очень оригинальные предложения.
– Как ваши ученики справились с заданием на паронимы на экзамене?
– Разумеется, мне был интересен результат моих ребят в выполнении всех заданий ЕГЭ, и задания №5 в том числе. Я могу поделиться цифрами: из 54 учеников 38 сдали на оценку «5», то есть набрали больше 71 балла. Среди них 1 ученик – 100 баллов, 14 учеников с результатом 90+. В пятом задании из 54 учеников допустили ошибку только 8. 85% выполнения, мне кажется, достойным результатом. Я довольна. Тем более что в начале года, когда проводился внутришкольный контроль в формате ЕГЭ, процент выполнения этого задания был намного меньше. Таким образом, могу смело утверждать, что материал прошел проверку на прочность: он позволяет сэкономить время на уроке для детальной проработки объемной темы «Паронимы», интерактивные задания нравятся ученикам, цифровой формат позволяет их выполнять и на ПК, и на телефоне. Поэтому я с удовольствием делюсь с коллегами своими опытом и материалом.
Анна МИХАЙЛЮК, пресс-центр «Акценты» школы №1358
Комментарии