search
main
0

Роман с камнем преткновения. Долгие споры о программе «1С:Математический конструктор»

На написание этой статьи меня побудила прочитанная в №22 газеты «ИКТ в образовании» от 25.11.2008 заметка Алексея Азевича «Софт с характером», в которой он негативно высказывается о программе «1C:Математический конструктор» фирмы. Материал вызвал у меня искреннее недоумение, поскольку отражает мнение, диаметрально противоположное сложившемуся у меня при работе с этой программой. Постараюсь рассказать о тех ее возможностях, которые не были упомянуты и, по всей видимости, не исследованы автором статьи, а также поделиться своим опытом ее использования.

«1С:Математический конструктор» (МК) – так называемая среда динамической геометрии, в которой пользователь не просто рисует точки и линии, но может наглядно представить широкий класс математических конструкций. Эту особенность проще всего понять на примере: допустим, мы построили окружность, вписанную в треугольник, и если построения выполнены правильно, то, как бы мы ни меняли положение и размер треугольника, окружность всегда останется вписанной. При этом особо хочется отметить разнообразные средства оформления создаваемых конструкций: стили и цвета для точек, линий, фигур, возможность усечения «бесконечных» прямых и прочее.

Говоря об использовании МК, надо сказать, что он позволяет достаточно быстро и аккуратно продемонстрировать описываемые в теории математические закономерности. Для этих целей, помимо широкого функционала программы, в программе предусмотрены удобные функции сохранения созданных моделей в виде графических изображений или динамических иллюстраций: Экспортировать как изображение и Экспортировать как модель (апплет), доступные через меню Файл. Это позволяет сопровождать изложение теоретического материала разного рода наглядностью. Особенность экспортируемых динамических моделей заключается в том, что их можно использовать без установки МК. Пользователям понадобится лишь браузер, поскольку модель сохраняется в виде HTML-файла (web-страницы). Кроме того, в нее можно внедрить любые инструменты МК (например, инструменты построения точек, прямых и так далее) или, наоборот, не внедрять.

Как исследователя в области эффективного представления знаний в образовательном процессе меня больше всего привлекают не иллюстративная, а образовательная и методическая функции данного продукта – возможность внедрения программы МК непосредственно в «среду обитания» ученика, что позволяет ему самостоятельно работать и создавать «авторские» конструкции. Сейчас ребенок рано знакомится с компьютером, поэтому использование машины как образовательного инструмента, с одной стороны, совершенно естественно для ученика, а с другой – как нельзя лучше реализует идею приобретения знания через действие, развиваемую в работах Выготского, Леонтьева, Дубинского и других классиков психологии. Таким образом, работая с подобными программами, школьник получает дополнительную мотивацию к анализу, а также возможность моделирования и реализации конструктивных идей, выраженных математическими закономерностями.

Как и любой инструмент, МК требует определенного освоения, но ведь и «черепашка» Паперта (язык Logowriter) не была бы так полезна, если бы ею не занимались. А если говорить о развитии ученика, то я считаю, что не существует программ с чудесной кнопкой Научить, которая бы взяла на себя функцию педагога.

МК будет полезен не только ученику, но и учителю, так как поможет последнему по-новому взглянуть на преподаваемый им предмет. Ведь программа наделена всем необходимым набором инструментов для построения математических объектов, и нужно лишь приноровиться к тому, как манипулировать ими в рабочей области. Для этих целей очень удобно воспользоваться Руководством пользователя и прочими справочными материалами, доступными через меню Справка, или посредством горячей клавиши F1. Там же имеется набор готовых моделей, которые могут пригодиться учителю на уроках.

Лично я со средой МК знаком уже достаточно давно и с удовольствием наблюдаю, насколько совершенствуется этот продукт. Я успешно использовал МК, разрабатывая комплекс «Геометрия. Динамическая геометрия. 9 класс» в рамках проекта «Разработка инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) для системы общего образования», организованного НФПК. Весь теоретический материал в рабочей тетради этого ИУМК сопровождается моделями динамической геометрии. При этом с помощью математического конструктора были созданы как простые модели для первоначального объяснения геометрических понятий, так и нетривиальные конструкции – например, стереометрические модели (создание которых хотя и не поддерживается программой явно, однако вполне реализуемо на основе свойств плоских изображений пространственных фигур).

В результате работы над проектом у меня возникали определенные вопросы, иногда даже затруднения в осуществлении «геометрических» идей. Однако специалисты и разработчики компании «1С», с которыми я связывался, всегда охотно шли на контакт, осуществляли как методическую, так и техническую помощь, а также вносили качественные изменения в программный продукт, если этого требовала ситуация (сайт поддержки продукта – http://obr.1c.ru/mathkit). За это я им крайне признателен.

В заключение отмечу, что в новой версии 4.0 «1C:Математического конструктора» учтено большинство замечаний Алексея Азевича (из тех, что не были связаны с его поспешным ознакомлением с версией 3). Как образовательный инструмент программа обладает широким и, главное, постоянно совершенствующимся функционалом. Этот инструмент, безусловно, найдет применение как у большинства начинающих пользователей, так и у тех, кто уже хорошо знаком с другими средами динамической геометрии.

Алексей ПУХОВ, аспирант математико-механического факультета СПбГУ, разработчик образовательных программ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте