search
main
0

Ролик в ролике

Размышления о конкурсном испытании «Медиавизитка»

Продолжая поднятый в «Учительской газете» (№44 от 2 ноября и №46 от 16 ноября 2021 года) разговор о заданиях, через которые прошли участники конкурса «Учитель года России»-2021, хотелось бы коснуться нового испытания заочного тура под названием «Медиавизитка».

Новое конкурсное задание всегда является определенным вызовом и проблемой – нет образцов, не разработаны методические рекомендации, существует опасение не попасть в критерии и показатели. В этой ситуации есть не только минусы, но и несомненные плюсы, потому что больше возможностей для творчества и меньше ограничительных рамок. Считаю правильным, что в 2021 году вес данного конкурсного испытания был относительно небольшим (10 баллов), потому что «Медиавизитка» в отличие от педагогического эссе требует технической грамотности, большего количества внешних ресурсов, командной работы в регионе. Да, это яркое и оригинальное представление педагога, но требующее проработки сюжетной линии, квалифицированного монтажа, особого дизайна. Возможно, в будущем педагоги освоят данные умения, будут активнее привлекать своих учеников, смогут создавать незабываемые образы и ярко подчеркивать ценность образования в современном мире. Не могу сказать, что первый блин был комом и всего этого не удалось добиться, но трудности возникали, перспективы роста есть точно.

Я для себя решил просмотреть все визитки участников и даже поставил условные баллы, хотя экспертом был только в одной группе. Интересно, что, обратившись к своим записям, обнаружил лидерство по моим баллам в данном конкурсном испытании тех учителей, которые в итоге вошли в пятерку победителей. Не могу сказать, что все сошлось один в один, были прекрасные визитки участников, которые не попали в число тех, кто прошел во второй этап, но в целом можно говорить о некоторой закономерности: те, кто творчески и серьезно отнесся к медиавизитке, и в рамках других конкурсных испытаний смогли себя успешно проявить.
Думаю, что здесь играет роль командное взаимодействие, которого, на мой взгляд, нам не хватает как в образовании, так и в обществе в целом. И речь тут идет не о формальных группах, коллективах сотрудников и даже объединенных корпоративным этикетом людях, но о реальной доброжелательной атмосфере поддержки и взаимопомощи, понимания и умения радоваться успехам другого человека, разделении целей и ценностей. Не случайно абсолютный победитель из Тюменской области подчеркивает в своих выступлениях значение тех, кто помогал и вдохновлял, советовал и конструктивно критиковал.

Но вернемся к конкурсному испытанию и обратим внимание на проблемные зоны, требующие особого внимания, если данное испытание останется в конкурсе «Учитель года России» и в дальнейшем. В цели (на основе Положения о конкурсе) четко сказано о том, что визитка ориентирована на профессиональную деятельность и педагогическую индивидуальность (в данном случае можно говорить и о личностных характеристиках, но в контексте своей деятельности) в сочетании с особенностями региона и своей образовательной организации. То есть предполагался некий баланс между профессией, личностной составляющей и внешними условиями среды. За три отведенные минуты найти его было необычайно сложно, но красивые решения есть, и стоит на них обратить внимание. Мне не хочется называть имена и регионы, но среди удачных элементов визиток обращу внимание на использование юмора или иронии (если это не превращалось в сарказм или в художественную сценку), выстраивание сюжета в форме экскурсии (но не просто представление своего региона или школы, а некоторые размышления о культуре, о миссии образования и роли учителя). Также приятно было видеть воспоминания о своих первых учителях (конечно, они не должны быть затянутыми, а скорее вводить в разговор о влиянии педагога на своих учеников, о том, что понимается под значимым взрослым, почему нравственный авторитет учителя остается важным и в современном мире), оживляли картинку дети и коллеги-педагоги в кадре (но не всегда это было удачно использовано, так как периодически появлялись скучающие лица учеников или их «фоновые» съемки, поэтому выигрывали ролики, где были короткие интервью и неформальные и искренние слова поддержки).

Что же меньше получалось? На мой взгляд, нередко время терялось на общие слова формального характера или на описание красот своего края в формате туристического рекламного буклета (нередко даже очень приличного качества, но в данном случае задача заключалась несколько в ином развороте – показать связь своего преподавания с особенностями региона, а не просто рассказать о его уникальности). Не всем удалось найти баланс между рассказом о своих увлечениях и профессиональной деятельности (были ролики, где о втором говорилось скороговоркой и в фоновом режиме). При этом и «говорящие головы», рассказывающие в статичном виде о своей работе, и использование «ролика в ролике», пусть и сконцентрированное на задаче педагога в современном мире, являлись скорее продуктом для внутреннего потребления в профессиональном сообществе, а не для привлечения внимания всех граждан к ценностям и значимости образования в современном мире. Вообще мало кто выходил на вопросы миссии учителя и ценностных составляющих (при этом важно было удержаться от излишних пафоса и морализаторства).
Конечно, хотелось видеть живого профессионала, интересного и грамотного человека, достойно представляющего образование в нашей стране. И таких точно было большинство среди конкурсантов.

Андрей ИОФФЕ, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте