Согласно проекту базисного плана образовательная область «Технология» должна быть построена по модульному принципу с учетом возможностей школы и потребностей региона. На «Технологию» планируется выделить в 5-7-х классах по 70, в 8-м классе – 35 часов в год.
В 9-м классе часы учебного предмета передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки детей. А в 10-11-х классах «Технология» исключена из числа обязательных учебных предметов.
По мнению Минобразования, это связано с тем, что в условиях специализации образования на старшей ступени единого содержания обучения технологии быть не может. Технологическое образование может входить в соответствующие профильные курсы, но преимущественно в рамках информационных технологий.
И если в учебном плане 1998 года, по которому мы сейчас работаем, Минобразование РФ еще упоминало трудовое обучение наравне с технологией, то в проекте нового базисного плана данный термин вообще отсутствует. Это фактически разрушение сложившейся за многие годы системы трудовой подготовки школьников, звеньями которой являлись: трудовое обучение, общественно полезный производительный труд, внеклассная и внешкольная работа по техническому творчеству, профессиональная ориентация.
Так уже было в истории российского образования. Впервые труд стал изучаться в школах с 60-х годов XIX века, когда для зарождающейся промышленности в России были необходимы квалифицированные рабочие, мастера. А в начале 30-х годов XX века произошла переориентация образовательной школы на подготовку к вузу, и в 1937 году трудовое обучение в советской школе было отменено.
И только в начале 50-х трудовая подготовка снова входит в жизнь школы. Тогда возникла необходимость поднять роль школы в формировании у молодежи готовности к практической деятельности. Народное хозяйство, которое быстро восстанавливалось, очень нуждалось в кадрах, способных к квалифицированному труду.
Школа стала успешно решать такие задачи, как формирование знаний и умений в области обработки древесины и металлов, развитие технического мышления, конструкторских способностей, воспитание добросовестного отношения к труду. Основная часть учебного времени отводилась на практику, ученики были закреплены за рабочими местами на предприятиях и участвовали в выпуске продукции.
Главным аспектом в формировании трудовых навыков у детей в школе всегда были и остаются учебные мастерские, хорошо оснащенные всем необходимым оборудованием, инструментами, расходными материалами в соответствии с требованиями нормативных документов. Поэтому необходимо решать вопросы о ежегодном пополнении материальной базы учебных мастерских, а не закрывать их, свертывая трудовое обучение. Именно в учебных мастерских школы учащиеся приобретают первоначальные профессиональные навыки, политехнические, общетрудовые знания и умения в области технологии, экономики и организации производства. Кроме того, в процессе трудовой подготовки школа обеспечивала и обеспечивает социальную защиту подрастающего поколения.
Не нужно быть Нострадамусом, чтобы в ближайшие год-два предсказать в России рост дефицита квалифицированных рабочих кадров.
По материалам «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы», одобренной Правительством РФ 6 мая 2003 года (распоряжение № 568-р), «с 1999 года в экономике начался подъем, вызванный адаптацией организаций к новым условиям, возникновением новых рынков сбыта, переходом на новые виды продукции и благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка. Результатом этих процессов стал резкий рост спроса на квалифицированную рабочую силу. Однако рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на рынках труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих».
Именно эта «Концепция» в качестве приоритетных направлений определяет развитие системы непрерывного профобразования, профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда. В нашем городе только заводу «Комсомолец» сегодня требуются рабочие 14 специальностей!
Профессиональную ориентацию на рабочие профессии нельзя начать в 1-м классе и закончить в седьмом. Именно подростковый, а не детский возраст остается периодом интенсивного освоения практических знаний и умений, необходимых для нормального вхождения в жизнь. Полученные подростком трудовые знания, умения и навыки создают благоприятные условия для последующего выбора и овладения практически любой профессией, повышают его самооценку и статус в глазах сверстников. Большое значение имеет и нравственная сторона трудовой подготовки: формирование уважения к своему и чужому труду, уверенности в себе, ответственности, инициативы и самостоятельности.
Сегодня большинство подростков могут удовлетворить свою потребность в овладении технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками только в школе. Кружки технического творчества в учреждениях дополнительного образования практически исчезли.
Выдавливание трудовой подготовки из основной и старшей школы может крайне негативно отразиться на нравственно-трудовом воспитании молодого поколения. Мы надеемся, что совершенная однажды ошибка по ликвидации в школе трудового обучения учащихся не повторится вновь.
Александр СЕЛЕЗНЕВ и другие члены городского методического объединения учителей технологии – трудового обучения (40 подписей)
Тамбов
Комментарии