Государственный академический Центральный театр кукол имени С. В. Образцова отметил 90-летний юбилей.
Все началось с детства. Пятилетнему Сереже мама купила забавную игрушку – кукольную головку, в которой была дырочка для пальца. К ней была прикреплена холщовая накидка, похожая на варежку. Мальчик надел ее на руку, и смешная кукла вдруг ожила, заговорила его голосом, засмеялась от неожиданности, помахала рукой и даже пустилась в пляс. Тогда впервые Сережа Образцов понял, что куклы могут быть живыми, а через годы сумел убедить в этом и всех взрослых, не говоря уже о детях, которые сами по себе в это верили.
Бездомный театр на колесах
16 сентября 1931 года московские власти приняли решение о создании при Центральном доме художественного воспитания детей Главного центрального театра кукол, возглавлять который поручили актеру МХАТ Сергею Владимировичу Образцову. Такое пафосное решение столичных чиновников резко контрастировало с действительным положением дел. Новоявленному очагу большевистской культуры не было предоставлено ни помещения, ни должных субсидий.
Однако выделенных денег все же хватило на приобретение телеги, наем кучера и, разумеется, покупку лошади – мерина по кличке Картер. Благо, функции сценариста, режиссера и актера исполняла только одна штатная единица, которую занимал Сергей Образцов.
Театр-бомж колесил по Москве, выступая во дворах, школах, парках, домах культуры. Вскоре о нем молва разнеслась по окрестным городам и весям, жители которых, приезжая в столицу, непременно желали посмотреть забавные представления.
Популярность кукольника Образцова вынудила начальство снабдить его театр современным, для той поры, автотранспортом. На машине крупными буквами обозначалась аббревиатура учреждения – «ГЦТК» (Государственный центральный театр кукол). И главное, появилась возможность набирать актеров в труппу и заказывать декорации для спектаклей.
Не прошло и шести лет, как театру выделили помещение на площади Маяковского. Случилось это счастье в 1937 году, увы, печально знаменитом сталинскими репрессиями. К слову, «вождь народов» был страстным поклонником театра кукол и часто приходил на его спектакли. Как всегда, неожиданно.
Однажды, опоздав на свою любимую «Хабанеру», Сталин настоятельно попросил товарища Образцова исполнить номер, так сказать, на «бис». Сергей Владимирович, конечно же, уважил постоянного зрителя, а тот, в свою очередь, не поскупился на похвалы и аплодисменты.
Куклы на передовой
В начале Великой Отечественной войны в здание театра попала бомба. Труппа была эвакуирована в Новосибирск. Однако под руководством Сергея Образцова было создано около двух десятков мобильных концертных групп, которые ездили по фронтам и давали представления на передовых позициях, попадая, бывало, под вражеские артиллерийские обстрелы.
Кукольные мини-спектакли «Сон Гитлера», «Над крышей Берлина» и многие другие постановки поднимали дух красноармейцев, укрепляли в них уверенность в победе, помогали расслабиться в редкие минуты отдыха. Особенно тепло бойцы встречали самого Сергея Образцова, который едко высмеивал фашистов, выступая со своей куклой «Муссолини».
Актеры театра также гастролировали в тылу, показывали спектакли жителям Поволжья, Сибири и Казахстана. В 1946 году Сергей Образцов был награжден Сталинской премией и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Необыкновенный концерт
В послевоенные годы на сцене театра Образцова появился легендарный спектакль, который был им задуман еще до войны. Сатирическая пародия на стандартные концерты тех лет, сделанная в духе театральных «капустников» имела оглушительный успех.
Поначалу представление называлось «Обыкновенным концертом», затем «Кукольным…», и наконец – «Необыкновенным концертом». Этот феерический спектакль занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый посещаемый в мире. Его на разных языках сыграли актеры театра больше 10 тысяч раз во многих странах планеты.
Популярности пародийного ревю во многом способствовал Зиновий Герд – первый исполнитель роли главного персонажа, бесподобного конферансье Эдуарда Апломбова. Его вкрадчивый голос, приспущенные томные веки, пафосная серьезность до сих пор заставляют публику плакать от смеха.
Во время войны Зиновий Гердт был тяжело ранен, перенес одиннадцать операций, чудом ему спасли ногу, но хромота осталась на всю жизнь. Он трагически воспринимал свое увечье, поскольку бредил театром и не мыслил своей судьбы вне сцены. Однажды в госпитале перед ранеными выступали актеры кукольной труппы Сергея Образцова.
Гердт не столько следил за марионетками, сколько за действиями кукловодов, которые изредка появлялись над ширмой, при этом оставаясь по пояс за ней. «Как только повеснеет — уйду из больницы и буду драться!», – решил Зиновий Ефимович.
Мастер перевоплощений
После войны Гердт поступил на службу Мельпомене, играющей в куклы, но от этого не перестающей быть богиней театрального искусства. В труппе Сергея Образцова знаменитый актер прослужил 37 лет. Хромому актеру наверняка было труднее передвигаться за ширмой с тяжелой куклой на высоко поднятых руках, чем его коллегам по цеху. Однако никто не слышал от него ни ропота, ни даже недовольного вздоха по этому поводу.
Будучи виртуозным мастером перевоплощений, Гердт на протяжении одного спектакля или интермедии озвучивал сразу несколько персонажей. Причем подбирал настолько непохожие оттенки голоса для каждого из них, что трудно было поверить, будто говорит один и тот же актер. Впрочем, зрители и не верили.
Особенно это дарование Гердта проявилось в спектакле «Необыкновенный концерт». В нем также он озвучил многих действующих лиц феерии, но главный персонаж – конферансье – стал героем своего времени. Многие зрители узнавали в тупом и хамоватом Эдуарде Апломбове черты тогдашних чиновников от культуры, которые управляли тем, о чем не имели ни малейшего представления.
Часы нашего детства
В 1970 году театр кукол справил новоселье в новом доме на Садовом кольце. По просьбе Сергея Образцова, фасад здания украсили необычными часами, которые в силу своей уникальности стали, чуть ли не главным символом театра.
Каждый час сопровождается криком петуха, по которому открывается дверца соответствующего домика, и кукла-зверек приветствует зевак под смешливую мелодию «Во саду ли, в огороде» – в аранжировке Никиты Богословского. Все 12 обитателей сказочных домиков появляются одновременно в полдень и в полночь.
Говорят, что театр начинается с вешалки. Театр кукол имени Сергея Образцова начинается с этих уникальных часов, по которым люди сверяются с добром, человечностью, собственным детством.
Комментарии