search
main
0

Родные истоки. Гражданско-патриотическое воспитание и школьные музеи

​Приближается важная дата для нашей страны – 75-летие победы в битве под Москвой. Школьным музеям принадлежит важная роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения, ибо музей – посредник между прошлым и будущим, проводник культуры и достижений человечества.

Роль школьного музея как нельзя лучше выражают замечательные слова Д.С.Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране…»В гимназии №1596 в настоящее время работают четыре музея: «Горница», «Сыны Отечества», «Родные истоки» и музей памяти о Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам», который для гимназии особенный, поскольку создана отдельная большая экспозиция «Битва под Москвой».С фотографий смотрят на тебя обыкновенные молодые лица. Эти люди и не ведали, что суждено им стать героями Отечества. Открытию музея предшествовала долгая и кропотливая работа коллектива учителей и учеников школы, помощь родителей – всех тех, кто заинтересован в сохранении исторической памяти о героической борьбе всего народа с фашистской Германией. Каски, гильзы от снарядов, винтовочные патроны, личные вещи участников войны – все экспонаты собирались по крупицам. Для москвичей и гостей столицы постоянно проводятся экскурсии. За весь период существования музея его посетили 26640 человек.Ветераны – частые гости гимназии и наших школьных музеев. Они участвовали в работе круглого стола «Дети в годы Великой Отечественной войны», присутствовали в качестве почетных гостей на конкурсе песни «Вспомните, ребята!», на праздничном концерте к Дню Победы. Ребята подготовили им и поздравительные открытки.В течение года в школе проведены уроки Мужества и Памяти, в том числе в музее. Их тема – «Годы памяти не сотрут». Все ученики гимназии приняли участие в акции, посвященной снятию блокады Ленинграда, почтив минутой молчания миллионы жертв фашизма. В этот же день в музее гимназии прошла линейка памяти, на которой присутствовала и жительница блокадного Ленинграда. Дети и педагоги гимназии приняли активное участие в акции «Бессмертный полк». Благодаря им в Бессмертный полк записаны более 120 человек. 9 Мая сотрудники и ученики гимназии приняли участие в праздничном шествии, посвященном годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В составе колонны нашей гимназии с портретами воинов Бессмертного полка прошли и представители иностранной делегации (Канада).Но патриотизм, любовь к Отечеству воспитываются не только на военной тематике. Пробуждение уважения, гордости и любви к своему Отечеству происходит не только в военно-патриотических клубах. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что это бесценное наследство надо беречь. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. «Запас» памятников культуры, культурной среды ограничен, и он истощается с прогрессирующей скоростью. На Земле все меньше места остается для памятников культуры не потому, что меньше становится земли. Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,  своему жилищу,  своей школе. Вот эти важнейшие человеческие качества и помогает открывать в душах детей история. Большую роль в патриотическом воспитании играют приобщение ребенка к культуре своего народа, как к духовной, так и материальной, изучение истории через общение с музейными предметами. Обстановка музея позволяет «соприкоснуться с прошлым». Это и эмоции, разбуженные чувства во время общения с музейными экспонатами.  Все, что собрано в музее, имеет богатую и долгую историю. Каждый экспонат прошел через многие руки (был подарен, принесен, найден) и теперь занимает достойное место на стендах. Ребята, рассматривая  экспонаты, знакомятся с культурой своих земляков от древних времен до наших дней. Вещи, письма, документы рассказывают о людях, оказавших судьбоносное влияние на наш край. И все это конкретные факты, встречи, поиск. В нашем школьном музее «Родные истоки» коллекции доступны для общения. Предметы можно взять в руки, ощутить их тепло, поиграть и т. д. В музее постоянно проводятся уроки-экскурсии для учащихся гимназии с 1-го по 11-й класс по различной тематике.    Первое знакомство с миром прекрасного начинается с обзорной экскурсии «Здравствуй, музей». Живой интерес вызывает этнографическая экспозиция. На ней представлена  знаменитая богородская деревянная игрушка. В каком бы классе ни учились дети, все это их как магнитом притягивает. А какие глиняные свистульки со всей России представлены на стендах, какие калужские громотушки-обереги, северный шаркунок и наша русская матрешка, знакомая каждому с детства! Знакомство и изучение истории русской игрушки – разве это не патриотическое воспитание? Сколько существует мир, столько существуют и игрушки. И как приятно держать в руках куклу собственного изготовления, она роднее и теплее. И пусть в ней не будет все безукоризненно, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. На уроках природоведения в начальной школе дети знакомятся с нелегким крестьянским трудом на примере книги К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», с нелегкой долей русской крестьянки, матери, хозяйки, рукодельницы, которая «пряла да ткала – весь дом одевала».В музее дети имеют возможность ознакомиться с предметами быта, созданными руками их предков, погрузиться в атмосферу родной старины. Удивительны по простоте и надежности предметы: ухваты и рубели, самодовольно-пузатые и гостеприимные самовары, узорчатые подзоры-обереги, добротные домотканые половики… Они рассказывают нам о жизни, быте и культуре наших родителей, бабушек и дедушек. Зайди в музей, прислушайся, присмотрись, вспомни…  А вот творчество народных умельцев: дымковская хлебосольная барышня, каргопольская птица счастья, голубоглазая сказка Гжели, туесок берестяной, расписной павловопосадский платок, жостовский поднос с удивительными чудо-цветами. Радостно глазу от такого народного узорочья!Раскрывая взаимосвязь истории быта, искусства народа с древности до наших дней, экспозиция расширяет кругозор учащихся, воспитывает любовь к своей стране, к истории своего народа, способствует сохранению истинно русских корней.  Ираида БАЖЕНОВА, педагог-организатор по работе с детьми гимназии №1596

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте