search
main
0

Родной язык – Отечеству основа. Донское образование: инициативность, качество, развитие

Необозримые просторы России, страны, которую населяет свыше двухсот народов, – это не только огромная часть земной поверхности, но и единый организм. Помимо географии, помимо общей истории есть еще что-то, что превращает страну в уникальную многонациональную цивилизацию. Это русский язык, выступающий как язык государственный и язык межнационального общения. Именно благодаря ему наша Отчизна сохраняет свою целостность – вопреки всем испытаниям, выпадающим на ее долю.

Но было бы наивно полагать, что язык сам справится со всеми трудностями и вызовами времени. Ему необходима поддержка на всех уровнях – наличие условий, обеспечивающих сохранение его целостности и его развитие. Необходимостью решения этих актуальных задач объясняется потребность в разработке и реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы, одной из важнейших целей которой значится «развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России». В 2016 году был проведен конкурсный отбор регионов для участия в реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» (ФЦПРЯ). Ростовской области, как и другим семи победителям, была выделена субсидия для реализации мероприятия под номером 1.6. Значение этого события было особо подчеркнуто министром общего и профессионального образования Ростовской области Ларисой Валентиновной Балиной в ходе ежегодной августовской педагогической конференции. Министр отметила, что для педагогической системы региона «главным стал принцип «Хочешь перемен – проявляй инициативу».Стажировочной площадкой для реализации мероприятия федеральной целевой программы стал Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В этом сказались признание и высокая оценка накопленного за многие годы опыта организации системы непрерывного профессионального развития педагогов, а также творческого характера системы управления и научно-методической поддержки инновационных процессов, разворачивающихся в донском образовании. В этой работе наиболее важным нам представлялось своевременное и качественное планирование всего комплекса направлений и мероприятий, обеспечивающих достижение планируемых результатов. Здесь были учтены все функциональные возможности системы дополнительного профессионального образования и ресурсы ее развития – программно-методические, материально-технические, информационные, управленческие. Вся совокупность мероприятий была отражена в соглашении, заключенном между Министерством образования и науки Российской Федерации и правительством Ростовской области. С момента подписания соглашения 13 июля 2016 года реализация этих направлений стала объектом постоянного анализа. Прогнозировалось, что мероприятия по кадровому обеспечению реализации ФЦП «Русский язык», проводимые в условиях системы дополнительного профессионального образования, будут способствовать распространению новых педагогических практик, расширяя и повышая качество образовательного пространства.Что же было сделано в рамках федеральной целевой программы? Без преувеличения можно сказать, что объем проделанной работы впечатляет. Плановые значения нашему региону, которые являются одновременно показателями результативности использования средств субсидии, были определены следующие: повышение квалификации 3234 учителей начальных классов и учителей русского языка; из них: 970 учителей из Ростовской области, по 1132 человека из Чеченской Республики и Республики Дагестан. Как был организован процесс повышения квалификации? Были разработаны дополнительные профессиональные программы, содержание которых определялось в первую очередь требованиями федеральной целевой программы. Мы стремились воплотить в содержании программ как можно более широкий вариативный набор тем, который позволил бы выстроить индивидуальные образовательные маршруты для каждого слушателя курсов. Поэтому особое внимание было уделено темам, затрагивающим особенности речевой деятельности школьников в условиях билингвизма, проблемы мониторинга результатов обучения, специфику реализации учебных программ по русскому языку, литературе, литературному чтению в поликультурном образовательном пространстве, особенности обучения русскому языку как неродному и многое другое. В современных условиях особое значение придается умению учителя использовать в различных видах своей деятельности безграничные возможности информационных технологий, поэтому важную часть программ составлял модуль дистанционного обучения. Содержание дистанционного модуля охватывало вопросы нормативного обеспечения обучения русскому языку, психолого-педагогическую составляющую современного филологического образования, а также наиболее значимые аспекты речевой деятельности младших школьников и учащихся основной и средней школы. А для того чтобы освоить этот модуль, учителю необходимо было стать, как это сейчас называется, продвинутым пользователем, способным без труда ориентироваться в интерфейсе оболочки дистанционного обучения. Сразу скажу, что этот вид работы оказался для учителей далеко не самым простым в освоении, но в конце концов при помощи модераторов из числа наших сотрудников и их коллег из республик Северного Кавказа все слушатели курсов благополучно прошли обучение в режиме удаленного доступа. Конечно, объем работы, которую предстояло проделать, был таким, что силами только наших коллег справиться с поставленной задачей (ведь сроки были настолько сжатыми, а количество слушателей настолько велико, что на протяжении каждой недели обучение велось одновременно в десяти группах!), пожалуй, просто не получилось бы. Для участия в занятиях были приглашены в качестве тьюторов лучшие учителя-практики из школ Ростова, Таганрога, Сальска, зарекомендовавшие себя как творчески ориентированные педагоги, авторы инновационных программ и проектов – великолепных мастер-классов, педагогических мастерских, фокус-групп. Опыт работы тьюторов, воспринятый и получивший признание в педагогическом сообществе Дона, Чечни и Дагестана, стал основой для развития профессиональных связей педагогов из разных регионов.Многократное возвращение к анализу проделанной работы подтверждает тот факт, что продуктивная реализация программ повышения квалификации была бы невозможна без тесного сотрудничества с системами дополнительного профессионального образования Чечни и Дагестана. При реализации курсовой работы ее организаторы отмечают важность включения педагогов-инноваторов из республик в состав участников круглых столов, дискуссий, трибун опыта. Особо отмечу активную организационную роль министерств образования Чеченской Республики и Республики Дагестан, а также роль сотрудников Чеченского института повышения квалификации работников образования во главе с ректором Гангой Бекхановной Эльмурзаевой и коллег из Дагестанского института развития образования под руководством ректора Абулмуслима Магомедовича Муртазалиева, которые на высоком уровне провели свою работу в рамках совместных мероприятий. Отрадно отметить, что в результате упорной и в то же время творческой работы, в ходе продуктивного и доброжелательного сотрудничества с педагогическим сообществом Чечни и Дагестана были достигнуты прогнозируемые результаты. Да, порой приходилось возвращаться к азам, чтобы яснее понять последние достижения педагогической науки и практики. Да, немалая часть учебного времени уходила на то, чтобы выработать некий общий педагогический фундамент, чтобы потом на его основе вести уже полноценный учительский диалог о повышении качества школьного филологического образования; достигалось взаимопонимание, а сам процесс обучения на курсах становился еще и обменом опытом – ведь у любого учителя есть что-то неповторимое, что-то, к чему он шел собственным путем. А отличительная черта любого настоящего учителя – это готовность поделиться тем, что знаешь и умеешь. Так что в конце концов курсы стали настоящей школой взаимопонимания и взаимного обучения, еще раз продемонстрировав прочность той основы, которой для всех народов страны является русский язык. Уже первые опросы, проводившиеся на курсах учителей русского языка, показали, что наиболее ценными, на их взгляд, стали учебные модули, раскрывающие социальную, общественную значимость реализации ФЦП «Русский язык», значимость предмета для укрепления российской государственности, культуры и патриотического воспитания. Для учителей начальных классов приоритетом оказалось освоение государственного образовательного стандарта, проектирование содержания образования и инновационных технологий. Многие учителя высоко оценили важность работы с текстом, в котором видят идеальную, оптимизированную форму изложения.Но, конечно, одними курсами повышения квалификации наша работа никак не могла ограничиться. Наша задача состояла в том, чтобы обеспечить не только содержательные, но технические и технологические ресурсы развития, повышения качества образования средствами, выделяемыми в рамках ФЦПРЯ. С самого начала работы над образовательными программами дополнительного педагогического образования мы уделили особое внимание обеспечению их научно-методической базы в виде учебных пособий, методических рекомендаций, рабочих тетрадей, терминологических словарей, а также разработали методический кейс учителя. Все разработанные материалы направлены в республики; учителя из Чечни и Дагестана получили их в электронном виде, при этом каждый педагог был обеспечен и бумажными вариантами рабочей тетради и индивидуального плана профессионального развития. В качестве информационно-методической и информационно-технологической поддержки педагогических работников, участвующих в реализации ФЦПРЯ, на сайте института была открыта специальная страница проекта, на которой ведется электронный дневник реализации мероприятия, создан и постоянно пополняется электронный банк методических материалов по вопросам изучения и использования русского языка, организована системная консалтинговая поддержка педагогов по вопросам повышения качества преподавания и изучения русского языка. Яркий старт программе работы стажировочной площадки дал День русского языка в образовательных организациях Ростовской области, который все любители русской словесности на донской земле отметили 6 июня 2016 года – в день рождения Александра Сергеевича Пушкина.Для педагогов Ростовской области были организованы и проведены практикумы «Актуальные технологии достижения образовательных результатов по русскому языку в условиях ФГОС» и «Цифровые и электронные образовательные ресурсы обучения русскому языку в условиях требований ФГОС начального общего образования», в которых приняли участие 69 учителей русского языка и литературы и 150 учителей начальных классов.В ходе курсовой подготовки слушатели КПК, а также за рамками курсов все, кто неравнодушен к проблемам распространения русского языка в пространстве региона, страны, мира, приняли активное участие в работе интернет-форума «Русский язык как общенациональное достояние» и целевого проекта сетевого профессионального сообщества учителей-инноваторов «СоФИЯ» (учителей филологии, искусства, иностранных языков) по вопросам функционирования русского языка как государственного.Курсовой подготовкой не исчерпываются мероприятия, запланированные на стажировочной площадке ФЦПРЯ в Ростовской области. 25 августа 2016 года шолоховская земля встречала победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет в станице Вёшенской на межрегиональном методическом семинаре «Язык есть исповедь народа». В начале сентября на базе поселка Кабардинка Краснодарского края открывает свою работу межрегиональный семинар-совещание по проблеме «Вариативные модели обучения русскому языку в полиэтническом образовательном пространстве». Сентябрь 2016 года – время активной реализации и конкурсных проектов ФЦПРЯ. В их числе – конкурс проектов для обучающихся образовательных организаций Ростовской области «Я русский бы выучил только за то…» и региональный фестиваль педагогических проектов. Своеобразным венцом, подытоживающим содержательную работу по реализации ФЦПРЯ на стажировочной площадке института, обещает стать II Региональная педагогическая ассамблея инноваторов «Стратегии инновационного развития в образовательной практике Дона». В рамках работы этой широкомасштабной акции работников образования Ростовской области будут работать дискуссионные площадки, секции, семинары. Вся совокупность наших действий по реализации федеральной целевой программы позволяет надеяться, что результатом станет полное достижение целевых показателей, совершенствование самой системы ДПО, ее способности решать социально важные задачи, которые на сегодняшний день являются наиболее актуальными и к которым приковано общественное внимание. И среди них – проблемы сохранения и развития русского языка как государственного языка и как языка межнационального общения народов нашей страны. ​Сарра ХЛЕБУНОВА, ректор Ростовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, руководитель стажировочной площадки, доктор педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте