search
main
0

Родное Усолье Поисковая работа и патриотическое воспитание

Каждый населенный пункт нашей области имеет богатые боевые, трудовые традиции, яркие и волнующие примеры жизни народа, прекрасные своеобразные уголки природы. Задача, стоящая перед учителем, заключается в том, чтобы уметь использовать в своей работе эту героическую историю края в воспитании благородных, патриотических чувств у учеников, способствовать выработке лучших черт характера.
Школьная краеведческая работа открывает детям возможность познать свои способности, проявить интересы и склонности, подготовиться к сознательному выбору будущей профессии и овладеть рядом необходимых для этой профессии знаний и практических навыков.
Краеведческая деятельность сплачивает ребят в дружный детский коллектив, воспитывает нравственную стойкость и прививает учащимся ценные организаторские навыки.
Туристско-краеведческая работа многогранна: это и встречи с замечательными людьми города, района, области, экскурсии на предприятия, стройки, переписка, сбор краеведческого материала, походы и экскурсии, КВНы и т. д. Я хочу поделиться опытом работы по этому направлению на примере моего 6-го “А” класса.
Мы участвовали в школьном туристическом слете, где ребята совершили малый поход, выполняя разные задания. Это определение азимута, высоты дерева, расстояния до недоступного предмета и другие задания, а также пробежали туристическую полосу. Затем у нас прошел полевой практикум, где ребята выполняли практические работы по географии, изучали растения, горные породы, места их залегания, чертили план местности.
Ребята побывали в областном центре, я сама провела экскурсию в музее деревянного зодчества, а также на Байкале, в музее Байкала.
В зимнее время мною подготовлены экскурсоводы по нашему городу Усолье-Сибирское.
Первую экскурсию они провели в своем классе. В течение учебного года краеведы класса собирали материал в кинотеатрах города. А во время творческого отчета было проведено путешествие от Байкала и дальше по реке Ангара. Я хотела бы подробно остановиться на этом путешествии.
В зимние каникулы мы с ребятами прочитали книгу “Капелька по капельке” М. Сергеева. Используя текст книги для создания сюжета сценической постановки, я составила этот сценарий о нашем реальном походе. Цель путешествия – привить любовь к родному краю, познакомить с поэзией о Сибири. В качестве оформления использовались картины о Байкале, Иркутске, Усолье-Сибирском, а также кинофильм “Байкал”.

Сценарий путешествия

УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята! Сегодня мы совершим путешествие по родному краю, по Сибири вместе с героями книги М.С. Сергеева “Капелька по капельке”.
ВЕДУЩАЯ:
До сих пор ходят глупые сказки,
Что Сибирь без солнца, без ласки.
До сих пор, ходят басни досужие,
Что Сибирь знаменита лишь
стужею.
Мол, метели там песни заводят
Да медведи по улицам бродят.
До сих пор еще часто при встрече
Спросит, охая, житель столичный:
Из Сибири? Да что вы! Далече!
Глухомань, неужто привычно?
Нет, не с теми, кто падок на слухи,
Кто привязан к московской
квартире,
С молодыми людьми и сердцем,
и духом
Я хочу говорить о Сибири?

Сегодня вместе с нами отправляются в путешествие ребята, которые любят свой край, их родители и наши гости – учителя, которые долгие годы отдавали свои силы, чтобы привить любовь к Родине, к родному краю таким ребятам, как мы.
ВЕДУЩИЙ: Наш праздник, пройдет как удивительное путешествие по родному краю. Мы встретимся с интересными людьми и узнаем много нового и необычного.
ВЕДУЩАЯ: Сибирь… Далекая и близкая. Если добираться поездом – далеко. Пешком – и того дальше. Ближе самолетом и совсем близко душой!
ВЕДУЩИЙ: “Эх, Сибирь, земля привольная, нет ни края, ни конца…” – так пелось в старинной песне, и впрямь не было конца не только простору, но и горю человеческому. Если бы смог беглый человек посмотреть сквозь версты, сквозь годы, он услышал бы все тот же кандальный звон и скрип саней.
ВЕДУЩАЯ: Сибирь – прекрасная земля! Но главное богатство здесь – люди! Мы с радостью приветствуем наших дорогих гостей.
ВЕДУЩИЙ: Лучшие из лучших шли сюда, закованные в колодки. Перед глазами встало бы усталое лицо Александра Радищева, проехал бы возок с Николаем Чернышевским, княгиня Трубецкая снова летела бы сквозь пургу. Да, многое видела Сибирь. И героев крестьянских восстаний, и большевиков, и польских повстанцев. Весь народ из года в год, проникнутый любовью к родному краю, к его природе, к людям, жил, “превращая Сибирь из края изгнания в край свободного труда”.
И ты, Сибирь, уже не край
изгнания,
А край свободного труда,
Где благоденствия года
Давно изгладили страданья.

ВЕДУЩАЯ: Среди лучших людей, превращавших Сибирь в край свободного труда, был наш почтальон Ефграфий Михайлович Чайванов, любивший посидеть на берегу Ангары, порыбачить, вспомнить свою беспокойную молодость.
Заходит рыбак. На голове – шляпа, длинная рубаха, брюки, пояс, сапоги; на лице – усы, борода. С удочкой и котелком он проходит мимо ребят, тихо поет, садится на камень, забрасывает удочку.
И вот однажды сидит Евграфий Михайлович, думает, удочку в руках держит. И вдруг что-то привлекло его внимание.
(Плывет бутылочка – на голове шапка из бумаги в виде пробки, одета в синее платье. На платье впереди этикетка от напитка “Буратино”, сзади надпись:
“Кто меня первый найдет,
пусть не медлит, а несет…
Будь то в городе, в районе,
в деревушке иль в селе,
Краеведам беспокойным,
что находятся везде”.)
(Выплывает бутылочка, поет песню)
Качают волны дзинькают,
то дождик, то жара
А за стеклянной стенкою смеется
Ангара.
Плыву по всей Сибири я,
как необъятен свет.
И только в целом мире второй
Сибири нет!
Огромная! На ней бы вместились
двадцать стран.
На ней хребты до неба, под боком
океан.
Плыву по ней корабликом,
не стыну на ветру
И капелька по капельке я книгу
соберу!
(Рыбак выловил, разглядывает бутылку и читает надписи на ней).
ВЕДУЩАЯ: Постоял Евграфий Михайлович, подумал и вспомнил.
РЫБАК: Ведь у меня внучка учится в 6-м классе 17-й школы, да и класс у них любознательный. Понесу-ка я бутылочку в школу скорее да передам ее внучке своей.
(Идет к внучке – передает)
ВЕДУЩАЯ: Так бутылка попала в нашу школу.
ВНУЧКА: Ребята, мой дедушка загадочную бутылку принес, адресованную нам. Смотрите, в ней письма, одно даже не простое, говорящее.
(достает кассету с записью и конверт с письмом)
ВЕДУЩИЙ: Ребята, давайте послушаем, что там написано. Это же очень интересно!
(внучка ставит кассету в магнитофон)
ЗАПИСЬ: Дорогие ребята! По просьбе канадских школьников, мы, краеведы села Прибайкальского, решили написать книгу о Сибири, огромной удивительной земле, и просим всех краеведов рассказать нам о их родном крае. Мы живем на суровом берегу Байкала, и первую страницу книги открываем легендой о нем, которую мы услышали от старой рыбачки.
(Проигрывается первый куплет песни “Славное море”. Начинается документальный кинофильм о Байкале, затем звук затихает. На фоне экрана, на котором видны кадры фильма, начинается инсценировка легенды о Байкале).
ГРУППА РЕБЯТ:
Сыновей у Байкала ни много,
ни мало,
Триста тридцать три сына
у батьки Байкала.
С диких сумрачных гор, сквозь
таежную тьму
Все несут: и богатствами
воду ему.
А хозяйка в дому, а хозяйка добра – голубая, как утренний сон, Ангара.
Так беспечна на вид, так приятна
с лица.
Да крута, да характером дочка
в отца!!!
Ты подумай: давно это было, все себе покорила Байкала могучая
сила.
Только чайки летуньи спешили
за горы, за тучи,
Где течет Енисей- богатырь
молодой и могучий.
Ангара источилась от синей
дремоты и скуки,
заломила красавица руки.
Расспросила у чаек она о красе Енисея, закружила
однако, туманы холодные сея,
Ледяные к нему подослала ветра,
От любви Енисея грустит Ангара.
Ой как узнал Байкал
тайну тайную, от шамана узнал
от продажного.
Как велел он горам: Эй, высокие,
вы сомкнитесь в кольцо, взявшись за руки,
Да темницей для дочери станьте-ка!
Горы встали плечом к плечу, только малая рыбка, любимица, голомянка, почти прозрачная,
пробралась к Ангаре.
Говорит Ангара тихим голосом:
К добрым нерпам плыви, и к оленям плыви,
пусть зовут моих братьев,
Расскажут им об отцовской несправедливости!
Как наполнились силой братья меньшие, разорвали
они горы бесчувственные,
Разметали они камни бессердечные.
Ты лети, Ангара, быстрой ласточкой к Енисею-
богатырю сибирскому.
(показ фильма до конца, звук следует усилить)
ВЕДУЩАЯ: А вот второе письмо. Его пишут из г. Иркутска. Нашему городу более 300 лет. С 1682 г. это центр самостоятельного воеводства. Сейчас Иркутск – центр науки, культуры, промышленности области.
ВНУЧКА: На Дьячем острове боярский сын Похабов построил хижину, чтобы собирать ясак…
Прошли года в глухой тоске ухабов, века легли,
как гири на весах.
Над летниками тесными бурятов сыченый дух
да хмель болотных трав.
Сюда бежали, бросивши скиты, и вольный Дон
и старой веры нрав.
И город встал в пролете этом узком, суму снегов
надевши набекрень,
И наречен он был в веках Иркутском,
Окуренный пожарами курень.
Он богател, его жирели тракты
Делил полмира белыми дверьми.
И чай везли его подводы с Кяхты, обозы шли
из Томска и Перми.
Но вот другие наступили годы…..
Сибирь, Сибирь, ты вся была в бою, пришла
пора военной непогоды.
Шагал Иркутск с винтовкою в строю.
Красуйся ж город новых поколений, ведь краше нег
в том памятном краю
И зимний день и на заре весенней, тебя как друга
снова узнаю…
ВЕДУЩАЯ: Ребята! А что мы можем написать о нашем городе?
ВЕДУЩИЙ: Во время экскурсии по городу мы побывали у соленого родничка. Откуда и пошло строительство Усолье-Сибирского.
Ты из стона и звона, мой город, возник, подшил
тебе имя соленый родник.
Ты стоишь, город мой, молодой и седой, и соленый
родник не иссяк, он живой.
ВЕДУЩАЯ: В этом городе есть наша школа N17, где у некоторых из нас учились родители, а сейчас учимся мы. Ей в этом году исполнилось 35 лет. Вот об этой школе и напишем следующую страничку. Попросим старожила школы, рассказать о ее истории.
(Выступление старожила с использованием заранее подготовленной летописи школы)
ВЕДУЩАЯ: О ее первых учениках вспомнит другой старожил.
(Выступление)
ВНУЧКА: А теперь запечатаем письма и отправим их дальше по реке Ангаре.
(Внучка кладет письма в бутылочку и отталкивает от берега. Бутылочка уплывает, напевая песенку)
ВЕДУЩАЯ: Ребята, а кто же еще может выловить бутылочку и написать свои странички?
Ребята отвечают: братские школьники, усть-илимские, богучанские.
ВЕДУЩАЯ: А дальше река Ангара впадает в Енисей, который несет свои воды в Северный Ледовитый океан, а по волнам океана она доплывет и до берегов Канады, попадет в руки канадских школьников.
(Показывает по карте)
ВЕДУЩИЙ: Казалось бы, здесь и легенде конец, но нет, плывет по Байкалу бутылка-гонец. И просит, чтоб люди о том рассказали: как на берегах Ангары города вырастали.
Как ток и тепло она людям давала,
Как светлой водою своей угощала,
А ну, краеведы – пытливый народ,
Если вам в руки она попадет,
Вы долго ее у себя не держите,
О городе, где вы живете, пишите.

ВЕДУЩАЯ:
А какие тут дивные весны!
А какие тут звонкие сосны!
Тут кедры мохнатые дремлют.
Разбежались цветы по увалам!
Поглядишь и поверишь!
На землю – словно радуга с неба упала!
А какая тайга вековая!
А какие тут горные цепи!
А какие от края до края медуницей пропахшие степи!
Воздух, чище воды родниковой!
Только выйдешь в просторы, и сразу пьешь и пьешь
его жадно,
Готовый пить еще и еще, до отказа.
Всем Сибирь и щедра и богата.
Здесь для юности край непочатый.
Впрочем, что убеждать вас стихами,
Приезжайте… увидите сами!

Важное педагогическое значение краеведческих мероприятий состоит прежде всего в том, что они способствуют патриотическому воспитанию учащихся. Походы, экспедиции, сбор материалов о героических поступках людей, глубокое знание жизни, участие в общественно полезном труде – все это воспитывает благородные черты характера, которые присуши нашим отцам, старшим братьям и сестрам.

Нина КОЧКОВА,
учитель географии
средней школы N 17
Усолье-Сибирское,
Иркутская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте