search
main
0

Родная речь

Ключ к пониманию своей культуры

Русские писатели и поэты всегда относились с беспредельной любовью и благоговением к родному языку: и когда жили в России, и когда покидали ее вынужденно или же по своей воле. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» – писал Иван Тургенев почти сто шестьдесят лет назад, находясь вдали от Родины, во Франции. Получается, что забота о русском языке всегда была важнейшим социальным и политическим вопросом.

На чужбине Иван Сергеевич пишет на русском языке, а не на французском, которым владел в совершенстве, «Записки охотника», словно боясь потерять каждый звук, каждое слово из сокровищницы русского языка. Да и как писать о русской природе, о русском народе, о России другим языком? Мольбой последующим поколениям звучат слова писателя: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…»

И вот уже спустя столетие поэт Александр Яшин, обеспокоенный исчезновением из русского языка самобытных, неповторимых слов, в стихотворении «Родные слова» задает, возможно, риторический, а возможно, и адресный вопрос: «…как отстоять его, // Не растерять, // И есть ли какие средства?» А уж современный учитель русского языка и литературы не может не думать о том, как в эпоху цифровизации, машинного обучения, искусственного интеллекта сберечь наш язык, как противостоять водопадом вливающимся в нашу речь заимствованиям. Да, конечно, язык должен развиваться, но не терять своей уникальной души.

Русский язык является ключом к пониманию истинности русской культуры. Без него не понять всей глубины русской души, описанной в многочисленных произведениях наших великих писателей. Вместе с учениками оценить психологическое состояние героев Достоевского и Толстого, почувствовать запах бунинских антоновских яблок и услышать стук топора в вишневом саду Чехова, «полюбить тоску» Есенина и увидеть пушкинское «мимолетное виденье» – такие задачи ставит перед собой учитель-словесник на своих уроках.

А если в классе обучаются дети с ограниченным владением русским языком? Ответ один – учить. Учить грамотно говорить, общаться, соблюдая принятые нормы поведения, осваивать предметы школьной программы на русском языке. И, конечно, знакомить с русской литературой. Увлеченный своим делом учитель обязательно увлечет и своего ученика. И не только на уроках, но и во внеурочное время, в системе дополнительного образования, где русский язык выступает культурным пространством развития художественного творчества детей.

Ценности творчества являются естественными и важными: творческое отношение к русскому языку, работа с этимологией слова, исторические экскурсы на уроках формируют у ребенка интерес к его изучению. Творческая деятельность в процессе изучения литературы позволяет максимально раскрыться личности ученика, и не только на уроке.

Традиционное проведение предметных недель позволяет практически каждому ребенку раскрыть свои творческие способности. В этом учебном году мы провели неделю русского языка и литературы в дистанционном формате. И сколько открыли талантов! Тема «Русские писатели и поэты-юбиляры 2020 года» прозвучала в сюжетных видеороликах, иллюстрациях, презентациях, песнях и романсах.

На конференциях дети услышали стихи русских поэтов в исполнении своих одноклассников, ознакомились с биографиями и творчеством писателей-юбиляров! Позже многие из этих проектов стали победителями и призерами в разных номинациях городской конкурсной программы «Новые вершины».

Продвижение русского языка осуществляется через детское литературное и художественное творчество, которое мы представили в этом году на Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности», метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений» и других конкурсах Городского методического центра. И успешно! Есть победители и призеры в каждом из них.

А прибавьте сюда ежегодное результативное участие во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку и литературе на муниципальном и региональном этапах, победу в телевизионной игре «Мы – грамотеи!» телеканала «Культура». Все это показывает, что мы стремимся отстоять, не растерять русский язык, научить наших воспитанников с детства любить родное слово, слово, «раскрывающее благородные идеи», которое, по мнению Василия Сухомлинского, «навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности».

Мы должны следить за своей речью, беречь язык Пушкина для потомков, учить этому наших учеников, ведь «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое» (К.Д.Ушинский). И если «нам дан во владение великий русский язык», мы должны любить его, потому что эта любовь связана с любовью к Отечеству.

Лидия ДЕРЯГИНА, учитель русского языка и литературы школы №17

 

Комментарии учеников

Федор К.:

– Все мы в детстве читали приключенческие книги про сокровища, где герои преодолевали множество препятствий, чтобы добыть сокровенные богатства. Так же и русский язык. Его можно сравнить с крепостью, в которой много врагов и ловушек, с пирамидой, где миллионы развилок, которые то сходятся, то расходятся, или с островом сокровищ, как в книгах, где много вроде бы маленьких насекомых и зверей, но очень опасных. Так можно сравнивать бесконечно, главное, что финал при хорошем раскладе будет стоить тех мучений и усилий. Как в книгах искатели находят сокровища в гробницах, так и те, кто учит русский язык, пройдя через все лабиринты орфограмм и пунктограмм, преодолев все его трудности, сможет свободно владеть самым красивым и самым богатым языком! А это и есть главное сокровище человека!

Хотууна М.:

– Мир русского языка – это бескрайние степи до небес, освещаемые живительным теплотворным светом, с неизмеримыми волнами диких растений, как зелено-золотой океан из миллионов разных цветов; покой могучих горных вершин, где рождаются бурные ледяные хрустально-чистые реки; вечнозеленое море тайги – наполненное жизнью царство чарующей красоты; дыхание снежной Арктики, леденящее многоцветием северного сияния; чудная, завораживающая и манящая своей красотой тундра.

Это моя Родина, это моя Россия, и это все мне помог описать русский язык!

Сергей П.:

– Кому-то он легко дается,
И для него он слишком прост,
А для кого-то будто с тещею живется,
И как ответить на ее волнующий вопрос?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте