Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Родительский всеобуч

Учительская газета, №42 от 17 октября 2006. Читать номер
Автор:

Многое из сказанного в 1986 году педагогами-новаторами в нынешних условиях сельской школы не устарело. Педагогика сотрудничества для нас сейчас актуальна, как никогда.

В стране за эти двадцать лет полностью изменился общественный строй. Социальное положение жителей деревни ухудшилось во много раз. Родителям в большинстве своем сейчас не до детей. Они их абсолютно не контролируют, и только творческая работа учителя может помочь в данной ситуации.

Сейчас мы тоже не вправе исключать детей из школы. Всеми силами стараемся, чтобы они закончили хотя бы 9 классов. А учитывая, что многие не могут по финансовым причинам отправить своих детей учиться в город, принимаем всех в 10-11-й класс, чтобы они не только продолжали учиться, но и жили в семье. И когда кто-то из детей не приходит в школу, мы совершаем так называемый подворный обход, ходим по домам, выясняем, где ребенок. Доходит до того, что одеваем его, обуваем, кормим за свой счет.

Мы тоже учим детей без отбора и отсева. Потому что наша школа единственная на несколько сел. И если в городе школа обязана принимать только детей из своего района, а остальных может брать или не брать на свое усмотрение, то мы обучаем всех.

Кроме того, у нас нет классов коррекции. Поэтому в одном классе учатся как одаренные дети, так и дети «со справкой». Последних мы стараемся не унизить и не обособить. Специально для таких учеников мы составляем отдельную программу, хотя за это нам и не платят. Разрабатываем для них даже индивидуальное тематическое планирование. Они получают задания по учебникам для коррекционной школы. По сути это и есть «личностный подход», «педагогика сотрудничества». Бывает, что благодаря этому труднообучаемые дети настолько раскрываются, что потом говорят: «Я просто не хочу уходить с урока!»

Мы приветствуем безоценочную систему в начальной школе и применяем в старших классах блочную систему, когда тему, изучение которой рассчитано на 10 уроков, проходим за 2-3 урока, а во время оставшихся часов закрепляем ее. Но, конечно, так можно проходить не любые темы, а выборочно.

Количество отведенных программой часов постоянно уменьшается, а требования остаются те же. Это, конечно, хорошо при условии, что в начальной школе заложили хорошие навыки и основы. А если нет, то это потерянные дети. И хорошо, когда нам удается исправить ситуацию. Сейчас у школьников большая проблема с чтением. Чтобы понять задачку по математике, многим приходится читать ее, как минимум, по три раза. А это большая потеря времени.

У нас много родителей, не посещающих родительские собрания. Поэтому мы организуем… выездные. Отправляемся в села, собираем там всех родителей школьников, рассказываем об успехах и проблемах их детей. Проводим педагогическое просвещение. А если кто-то не приходит и на такие собрания, то идем по домам.

Что касается дружеских отношений родителей и детей в семье, то в деревне, как нигде, сейчас остро проявляется конфликт отцов и детей. «Почему вы не смогли перестроиться, почему соседи живут лучше нас, когда наша семья прозябает в нищете?» – укоряют дети родителей. Поэтому мы, наоборот, играем роль примирителей.

Впрочем, большинство родителей, как и прежде, тратят все силы на то, чтобы собрать и отправить детей в школу, и даже помогают школе. Но примерно процентов 20 родителей видят свою задачу только в том, чтобы обуть, одеть ребенка и обеспечить его всем необходимым для учебы. А остальное, по их мнению, должна сделать школа.

Зинаида ГОРДИЙЧУК, учитель географии, педагогический стаж 32 года, Валентина ТАТАРОВА,

учитель математики, педагогический стаж 40 лет, Гороховская средняя школа, село Горохово, Иркутская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту