Многое из сказанного в 1986 году педагогами-новаторами в нынешних условиях сельской школы не устарело. Педагогика сотрудничества для нас сейчас актуальна, как никогда.
В стране за эти двадцать лет полностью изменился общественный строй. Социальное положение жителей деревни ухудшилось во много раз. Родителям в большинстве своем сейчас не до детей. Они их абсолютно не контролируют, и только творческая работа учителя может помочь в данной ситуации.
Сейчас мы тоже не вправе исключать детей из школы. Всеми силами стараемся, чтобы они закончили хотя бы 9 классов. А учитывая, что многие не могут по финансовым причинам отправить своих детей учиться в город, принимаем всех в 10-11-й класс, чтобы они не только продолжали учиться, но и жили в семье. И когда кто-то из детей не приходит в школу, мы совершаем так называемый подворный обход, ходим по домам, выясняем, где ребенок. Доходит до того, что одеваем его, обуваем, кормим за свой счет.
Мы тоже учим детей без отбора и отсева. Потому что наша школа единственная на несколько сел. И если в городе школа обязана принимать только детей из своего района, а остальных может брать или не брать на свое усмотрение, то мы обучаем всех.
Кроме того, у нас нет классов коррекции. Поэтому в одном классе учатся как одаренные дети, так и дети «со справкой». Последних мы стараемся не унизить и не обособить. Специально для таких учеников мы составляем отдельную программу, хотя за это нам и не платят. Разрабатываем для них даже индивидуальное тематическое планирование. Они получают задания по учебникам для коррекционной школы. По сути это и есть «личностный подход», «педагогика сотрудничества». Бывает, что благодаря этому труднообучаемые дети настолько раскрываются, что потом говорят: «Я просто не хочу уходить с урока!»
Мы приветствуем безоценочную систему в начальной школе и применяем в старших классах блочную систему, когда тему, изучение которой рассчитано на 10 уроков, проходим за 2-3 урока, а во время оставшихся часов закрепляем ее. Но, конечно, так можно проходить не любые темы, а выборочно.
Количество отведенных программой часов постоянно уменьшается, а требования остаются те же. Это, конечно, хорошо при условии, что в начальной школе заложили хорошие навыки и основы. А если нет, то это потерянные дети. И хорошо, когда нам удается исправить ситуацию. Сейчас у школьников большая проблема с чтением. Чтобы понять задачку по математике, многим приходится читать ее, как минимум, по три раза. А это большая потеря времени.
У нас много родителей, не посещающих родительские собрания. Поэтому мы организуем… выездные. Отправляемся в села, собираем там всех родителей школьников, рассказываем об успехах и проблемах их детей. Проводим педагогическое просвещение. А если кто-то не приходит и на такие собрания, то идем по домам.
Что касается дружеских отношений родителей и детей в семье, то в деревне, как нигде, сейчас остро проявляется конфликт отцов и детей. «Почему вы не смогли перестроиться, почему соседи живут лучше нас, когда наша семья прозябает в нищете?» – укоряют дети родителей. Поэтому мы, наоборот, играем роль примирителей.
Впрочем, большинство родителей, как и прежде, тратят все силы на то, чтобы собрать и отправить детей в школу, и даже помогают школе. Но примерно процентов 20 родителей видят свою задачу только в том, чтобы обуть, одеть ребенка и обеспечить его всем необходимым для учебы. А остальное, по их мнению, должна сделать школа.
Зинаида ГОРДИЙЧУК, учитель географии, педагогический стаж 32 года, Валентина ТАТАРОВА,
учитель математики, педагогический стаж 40 лет, Гороховская средняя школа, село Горохово, Иркутская область
Комментарии