search
main
0

Родители учатся не только ставить проблемы, но и решать их

На эту важную тему состоялся разговор в Общественной палате РФ, в котором приняли участие московские педагоги и родители

Елена ШИМУТИНА, директор Института развития государственно-общественного управления образованием, заместитель директора ЦО №548 «Царицыно»:Мы реализуем интересный и новый грантовый проект «Родительские активисты», занимаясь государственно-общественным управлением больше 10 лет, работаем с родителями, членами управляющих советов, в последние годы видим, что активных родителей становится все больше и больше, хотя не все они члены управляющих советов, но их активная жизненная позиция стала посылом для расширения того круга родителей, которые готовы включиться в активную жизнь, активно рассматривать вопросы реформы образования, влиять, участвовать, получать новые знания. Поэтому целью нашего проекта «Родительские активисты», который стартовал в сентябре прошлого года, стало выведение участия родителей на иной уровень, организация экспертного научного сообщества наших активных родителей.С одной стороны, мы видим, что происходят изменения в законодательстве, меняются векторы государственной образовательной политики, растет знание нашими родителями современной школы, своих прав и механизмов их реализации, появляются новые знания, которые необходимы для принятия решения, для участия в органах коллегиального управления. В процессе нашей работы мы определили, кто же такие родительские активисты, это те, кто действительно знает законодательные и нормативные акты, те, кто понимает, какие права и возможности есть у них, суть происходящих реформ. Для нас активные родители – те, кому доверяют. Вокруг них формируется группа активных, конструктивных, позитивно настроенных родителей, именно к ним обращаются со всеми сложными вопросами в решении всех сложных проблем, их слышат и слушают в своих школах, они могут выразить общее родительское мнение не только внутри школы, но и вне ее, в местном сообществе, высказывая мнение от имени школы, сообщества школ на муниципальном и региональном уровне. Для нас формирование такого пула позитивно и конструктивно настроенных родителей всегда очень и очень важно.За 9 месяцев работы мы провели 5 вебинаров с нашими родителями, встречались на круглом столе, проводили опросы, получили результаты большого социологического исследования, в котором участвовали более 3000 респондентов из всех федеральных округов нашей страны, «Общественный заказ качества образования». Мы стараемся, как эксперты, помочь в решении проблем, но поставили перед собой задачу и научить родителей самим решать эти проблемы. Эксперты предложили алгоритм решения проблемы при ее возникновении. В ходе проекта каждый родитель мог примерить на себя роль консультанта и тьютора в кругу других родителей в своей школе. У нас родители проводили анкетирование, мозговые штурмы по решению тех проблем, которые возникали. На наш взгляд, кроме тех конкретных вещей, которые мы сделали в проекте, для нас было очень важно, чтобы была создана межрегиональная сеть общественных экспертов – родителей. Для нас очень важно, чтобы заработала система информационно-консультативной поддержки и обратной связи благодаря тем технологиям, которые у нас есть. Мы апробировали алгоритмы участия родителей в общественном контроле и независимой оценке качества образования. Для нас очень важно, что создан механизм сбора и трансляция результатов общественного мониторинга в Общественную палату Российской Федерации, в Общероссийский народный фронт, это привлекает в наш проект все новых и новых родителей. Как обычно, мы говорим: результаты – это хорошо, но эффекты важнее. Мы продолжаем наш проект, у нас есть перспективы расширения и сети родительских активистов, и развития информационно-просветительской работы, и формирования системы взаимодействия. Мы запланировали такой шаг, как проведение первой общероссийской масштабной общественной экспертизы качества общего и дополнительного образования с участием родителей из разных регионов, разных субъектов Российской Федерации.Любовь САМБОРСКАЯ, заместитель председателя Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности:На сегодняшний день в школах активно растет техническая база. В образовательных организациях повышается уровень информатизации, появляются новые возможности для обучения детей и взрослых. Все эти изменения, несомненно, повышают интерес к инновационной деятельности и растущему информационно-техническому потенциалу школ родительского сообщества, председателей, заместителей, членов управляющих советов. Это своего рода лакмусовая бумажка, которая показывает их готовность к изменениям.В этом году в Москве началась процедура аккредитации управляющих советов образовательных учреждений города на соответствие базовым стандартам. Для представителей управляющих советов остро встал вопрос о необходимости повышения уровня знаний и профессионализма именно как общественных управляющих, востребованной оказалась, конечно же, дистанционная форма обучения, все желающие могли и сейчас могут получить информацию на сайте Института государственно-общественного управления. Показателем активности стало и участие представителей управляющих советов города в краудсорсинговом проекте формирования модели государственно-общественного управления. Уровень информированности представителей управляющих советов достаточно высок. Каждая школа находится на определенном уровне информатизации. Конечно, динамика положительная, но у всех темпы разные, зачастую бывает так, что темпы не удовлетворяют родительское сообщество или, например, членов управляющего совета. В настоящий момент управляющие советы считают необходимым введение в комиссии членов, которые будут понимать инновационную составляющую, тут мы видим большой ресурс в развитии и формировании комиссии по инновациям, разработке положений, регламентирующих деятельность комиссии.Формирование комиссии по инновациям в рамках управляющих советов – это необходимая потребность, которая возникла исходя из реалий сегодняшнего времени. Комиссия по инновациям в составе управляющих советов должна иметь возможность квалифицированно оценить ту или иную необходимость для реализации предлагаемых проектов, понимать и видеть тенденции образовательной и инновационных сфер, уметь прогнозировать динамику изменений. Необходимо, на наш взгляд, обозначить точки роста и критерии оценки инновационных проектов, которые могут быть предложены в принципе в образовательное учреждение.В нашем экспертно-консультативном совете есть комиссия по инновациям, представители которой не только члены совета, но и просто заинтересованные родители, активно сотрудничающие с нами. Например, в проекте «Школа новых технологий» мы участвуем в оценке информационно-технических проектов, отбираем лучшие инновационные педагогические практики, основываясь на своем опыте в той или иной области. Мы можем вносить изменения, предложения, например, один из проектов был предложен педагогом – автоматизированная модель для коррекции речи, мы ее видоизменили, и модель стала иметь две части, сейчас эту модель, возможно, будут апробировать в некоторых коррекционных школах.Елена СИДОРИНА, член управляющего совета школы №1347, член Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности:После реорганизации, после объединения в состав нашей гимназии входят 12 корпусов – 7 зданий дошкольного отделения и пять школьных зданий. Это очень большой комплекс. Первое, с чего наша комиссия начала свою работу, – ознакомилась с нормативными документами, с государственным контрактом, санитарными правилами и техническими картами. Главной целью работы комиссии стало сразу сделать так, чтобы дети ели школьную пищу, чтобы им это нравилось и было вкусно. Они провели анкетирование и детей, и родителей, сформировали свои предложения, оформили их, разработали алгоритм, который апробировали, и сейчас, я знаю, что многие школы действуют именно по этому алгоритму. На первом этапе это контроль за посещаемостью учащихся льготных категорий, на втором этапе – контроль за санитарным состоянием зала, внешним видом сотрудников, сервировкой стола, на третьем этапе комиссия приходит и смотрит, как учащиеся принимают конкретные блюда, беседуют с ними, то есть составляет какие-то вкусовые приоритеты по итогам этой встречи, иногда может попросить ответственного за организацию питания накануне проверки заказать порцию для пробы. На четвертом этапе комиссия обязательно встречается и беседует с поварами, члены комиссии узнают, как готовились те или иные блюда, сверяют их с технологическими картами, соответственно на этом же этапе производят взвешивание порций, то есть контролируют выход готовых блюд. Непосредственно на санпищеблок проходят только те члены комиссии, те родители, у которых оформлены медицинские книжки. На пятом этапе идет осмотр посуды, отсутствия сколов, контроль процесса мойки. Сотрудники пищеблока на этом этапе показывают, как они хранят продукты, как обрабатывают; если в этот момент происходит завоз продуктов, то комиссия параллельно контролирует и санитарное состояние машины. На заключительном этапе составляется акт проверки, с которым знакомят всех сотрудников пищеблока. Каких-то серьезных нарушений, например, в течение этого года выявлено не было, итог работы комиссии был подведен на заключительных родительских собраниях, когда все сказали членам комиссии большое спасибо, потому что дети действительно стали лучше кушать, хвалить ту пищу, которую им дали в столовой, и родители остались очень довольны работой этой комиссии.Здоровье детей – это, конечно, не только питание, но и удовлетворение их потребности в дополнительной физической и двигательной активности. Тут, как мы считаем, на помощь может прийти третий урок физкультуры. Каким его сделать, как сделать, чтобы он был интересным, полезным, какой вид спорта выбрать? На протяжении этого учебного года мы приглашали на селектор родительской общественности, который у нас проходит два раза в месяц, представителей разных федераций спорта, у которых есть разработанные уже и утвержденные программы и они могут предложить их школам. Это были федерации регби, гольфа, гимнастики, спортивной борьбы, фитнес-аэробики. Здесь, как мне кажется, особую роль могут сыграть управляющие советы, ведь обсудить с родителями, изучить их мнение, каким они хотят видеть третий урок физкультуры, каким видом спорта они хотят, чтобы занимались их дети, сформировать предложение и помочь организовать проведение вот этих нестандартных и интересных уроков как раз и может управляющий совет.Самый популярный вид спорта в нашей стране – футбол – получил в этом году особый статус в нашем экспертном совете. Два раза мы сыграли два матча между командами родителей и педагогов – членов профсоюза, на следующий год совместно с Московской федерацией футбола мы планируем проведение двух крупных чемпионатов. Один чемпионат будет проходить среди обучающихся школ, а другой – между педагогами и родителями. И здесь нам тоже, знаю, на помощь придут управляющие советы, которые помогут и формировать команды, и играть, мобилизовать болельщиков.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте