search
main
0

Родители столицы за сотрудничество и соуправление

​Мы живем в интересное время – время быстрых перемен, неожиданных решений, интересных результатов. Столичная система образования стройно вписывается в эту траекторию.

Семья и сам ребенок все настойчивее требуют внести необходимые изменения в работу системы образования и воспитания, с тем чтобы помочь выпускнику  приобрести навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться во всех сферах современного социума. Родители отчетливо видят, что прежними  технологиями подобные социальные запросы семьи и личности ребенка не удовлетворить, нужен иной педагогический подход, позволяющий учитывать запрос общества. Но они понимают и другое: задача достижения высокого качества  образования – это задача не только государства, воспитателей и учителей, это задача семьи, родителей, а следовательно, вопросы обновления и усовершенствования образования, использования новых ресурсных возможностей, перехода на новые образовательные стандарты, включая финансово-экономические механизмы, должны быть понятны и доступны каждому.В образовательной среде создают условия и пространство для самоопределения и самореализации, устанавливают правила, по которым будут выстраивать сотрудничество и партнерство, но сегодня необходимы  изменения в  подходе родителей к своему участию в жизни ребенка. В связи с этим возникают задачи выбора ориентиров и приоритетов развития, систематизации и анализа накопленного опыта для выявления оптимальных форм управления, которые станут эффективными в условиях мегаполиса.Выбор учреждения, образовательных программ, преемственность в обучении и воспитании, определение перспектив развития, контроль питания (как внешний, так и, что очень важно, внутренний), система финансирования ОУ – все это приоритетная зона интересов родителей как участников образовательного процесса, ведь единое образовательное пространство не может существовать без родительского участия.Государственно-общественное управление в образовании предполагает непременное сочетание государственного (как обязательной составляющей) и общественного в самых различных вариантах. Целью государственно-общественного управления образованием в этом случае будет оптимальное сочетание  этих двух составляющих в интересах ребенка.Выработка и выбор стратегии развития образовательного учреждения – прерогатива коллегиальных органов управления (управляющего и педагогического советов), а реализация образовательной программы –  руководителя-профессионала и в целом  администрации учреждения. Включение и использование родителей, их уникального жизненного и профессионального опыта – ключевой ресурс развития как дошкольного, так и школьного  образовательного учреждения. При этом нужно учитывать  определяющую роль родителей в управляющих советах при решении важнейших вопросов, использовать их инициативу, ответственность, грамотность, необходимые  при принятии правильного решения, направленного  на улучшение условий организации образовательного и воспитательного процесса.Многолетний опыт работы в Московском городском совете родительской общественности, общественная деятельность в комиссии  по развитию институтов гражданского общества в сфере образования Московской городской Общественной палаты по образованию  позволили  самым активным родителям  столицы начать разговор о   необходимости усиления участия общества в управлении образовательными учреждениями. Закономерностью таких обсуждений и предложений в родительском сообществе (и в целом  в образовательном пространстве Москвы) стало  создание  Московской  городской ассоциации управляющих советов. Это продиктовано  как социально-экономическими условиями, так и  возрастающими  с каждым днем потребностями в качественных воспитании и образовании. Отрадно, что министр образования Москвы Исаак Калина в одном из своих интервью отметил: «В основном в эти советы входят интересные, грамотные люди, туда  приходят уже состоявшиеся люди, которые не ищут  выгоды только для своего ребенка, а пытаются найти правильные решения для всех детей, и  нам приходится дискутировать с ними. Поэтому сказать, что управляющие советы сегодня пассивны, было бы большим преувеличением. Сегодня при каждой школе эти советы в разной степени активны, влиятельны, компетентны, но стоит отметить, что со временем  они станут очень влиятельной силой. Люди, прошедшие школу управляющих советов, – великолепный  резерв в депутаты муниципальных собраний, главы управ».В условиях развития демократии и расширения практики соуправления образовательные учреждения все больше опираются на общественные организации. Это помогает  совершить переход  от политики патроната государственного над общественным к их конструктивному взаимодействию. Пример такого взаимодействия – работа Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности (председатель совета – Людмила Мясникова). Примечательно, что Ассоциация  управляющих советов образовательных учреждений Москвы и Совет ЭКС взаимодействуют, ведь этот совет состоит из родителей-специалистов и  родителей-экспертов в разных сферах деятельности, которые могут обоснованно  выразить свое отношение к принимаемым решениям, наделены полномочиями  проведения контроля и надзора в образовательных учреждениях. В самих образовательных учреждениях внутренний контроль такого рода возложен на управляющие советы.На основе действующего Закона РФ «Об образовании» управляющий совет ОУ наделен полномочиями в выборе стратегии развития учреждения. Современные директор и заведующий, входящие в состав управляющего совета,  должны обладать  определенными умениями и  навыками управления, быть педагогами, умеющими обучать, обучаясь – управлять, управляя – воспитывать. Такими же навыками управления должен владеть и председатель управляющего совета как родитель, интегрированный в процесс и понимающий, чем он управляет. Процесс управления – процесс ответственности за принятое решение. Кроме того, чтобы решать проблемы образования, нужно хорошо их представлять.Общественную инициативу  деятельного участия в решении задач развития системы образования посредством  работы в органах государственно-общественного управления на сегодняшний день сдерживает осознание (особенно социально активными гражданами) реального положения вещей в  сфере  принятия управленческих решений. Известно, что современные общественные органы управления пока имеют небольшой вес. Опрос родителей, имеющих непосредственное отношение к управлению  – входящих в  различные советы родительской общественности, явно показал, что не все родители могут найти различия между этими советами и управляющими советами, считая полномочия различных советов одинаковыми.  К недостатку  формирующейся системы государственно-общественного управления можно отнести и то, что она собственно системой пока еще не стала.  Только укрепляя роль управляющих советов на местах, направляя свои усилия  на работу по проведению внутреннего контроля, выстраивая систему выборности (образовательное учреждение, район, округ, город), каждый родитель может реально  включиться в общую систему работы образовательного учреждения, обозначая свои реальные обязанности, ставя задачи для решения их всем коллективом.  Социальное партнерство – продукт взаимодействия управляющих советов, кооптированных в него членов с местными сообществами и органами  самоуправления, органами  исполнительной власти всех уровней и городскими структурами. Особенно такое партнерство необходимо в условиях  создания в Москве образовательных комплексов.В нынешнем учебном году  процесс реорганизации образовательных учреждений шел активно и не без участия родителей. В каждом  отдельно взятом случае результатом оказывалось согласие или несогласие родителей с реорганизацией. Объединение школ, детских садов, создание образовательных холдингов – процесс неизбежный и абсолютно  необходимый, но только в тех случаях, когда  в результате выигрывают все – ребенок, родитель, педагог, воспитатель. Подходить к этому процессу необходимо осторожно, просчитав все риски, используя переговорные  площадки для создания бесконфликтной среды. Родительское согласие на реорганизацию было получено в тех случаях, когда на подготовительном этапе активно подключались родители, понимающие  необходимость и целесообразность перемен, доверяющие  педагогическому коллективу,  коллективу единомышленников и партнеров. Важны также территориальная составляющая и  привязка к социуму.Надо сказать, что в этом учебном году наши родительские активы, как никогда ранее, ощутили открытость образовательного пространства, получили  реальные полномочия. Система финансирования образовательных учреждений определила главное – финансируется не школа, финансируется ученик, а значит, абсолютно логично участие родителей в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда с учетом степени вклада каждого воспитателя и учителя в единый процесс образования. Но не каждый родитель может полноценно участвовать в этом процессе. Для этого  выбор кандидатов в члены управляющего совета  должен происходит с учетом профессионально-социальных возможностей родителей, обеспечивая грамотное проведение надзора и контроля в образовательном учреждении, хода учебно-воспитательного процесса, разграничивая при этом права, обязанности и степень ответственности сторон в соответствии с  законодательством. Решение, принятое управляющим советом, должно основываться на мониторинге, быть коллегиальным и прозрачным. Все это необходимые условия  работы управляющего совета в целом.Для успешности и результативности работы в будущем московском законе об образовании нужно четко определить рамки нормативно-правового статуса родителей как участников образовательного процесса, осуществляющих контроль не только за качеством образования, но и за безопасностью, ремонтом, медицинским обслуживанием и питанием детей. Важно умело и смело взять на себя функции заказчиков, внедряющих эффективные  инструменты регулирования сферы родительских доплат для выбора вектора дополнительных образовательных услуг, не бояться выстраивать партнерские отношения  со всеми участниками государственно-общественного управления образовательным процессом, опираясь на принципы прозрачности и открытости. Я уверена, что только с командой активных, профессиональных родителей, участвующих в управлении образовательным учреждением, влияющих на его развитие, в том числе  на улучшение качественных и как следствие количественных показателей деятельности ОУ, можно добиться многого. Включаясь в процесс работы управляющего совета, активизируя все механизмы взаимодействия, мы найдем возможность для решения важнейших задач, стоящих перед системой образования. Реформируя, основываясь на ответственности, мы придем к достижению основной цели – повышению качества воспитания и образования,  доступности и прозрачности деятельности системы столичного образования. Ирина ВАСИНА, председатель Московской городской ассоциации управляющих советов образовательных учреждений

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте