В прежние годы в Москве 1 апреля только-только начиналась запись детей в первый класс. Нынче она была практически закончена именно к 1 апреля. Причем, шла к этому столица долго, упорно, обдумывая и взвешивая каждый шаг.
Каждый год в канун 1 апреля события развивались одинаково: под стенами престижных школ, славящихся успехами учителей и учеников, собирались родители будущих первоклассников, писали списки, занимали очереди, штурмовали кабинеты директоров. Принять всех не могли, поэтому большая часть родителей на долгое время затаивала обиду. Не на конкретную школу, а на систему образования в целом. Тоже происходило в столице и год назад.
Первым шагом в столице по изменению многолетнего опыта приема в первый класс стало принятие Мосгордумой закона о том, что дети, проживающие рядом со школой, должны быть приняты туда в первую очередь, что братья и сестры имеют право учиться в одной школе. Но прокуратура этот закон оспорила. Тогда столица пошла другим путем: Госдуме РФ были предложены поправки в закон РФ «Об образовании», которые, будучи принятыми, по сути дела, сделали статьи закона Москвы обязательными для всей страны.
Но столица пошла дальше. Успешную практику электронной записи в московские дошкольные учреждения решили распространить на школьное образование. Правительство Москвы предприняло необходимые шаги: за лето 2011 года все школы были объединены в единый информационный узел в интернете. Система в тестовом режиме поработала в сентябре прошлого года, 15 ноября она начала работать на город Зеленоград, где в пилотном режиме начались запись будущих первоклассников и учет заявлений их родителей, наконец, система охватила всю столицу.
Каждая семья получила право зарегистрировать своего ребенка в сети, указав в качестве приоритетных три школы. Одну – рядом с домом и в такие школы детей зачисляли практически сразу после того, как родители приносили заявление и необходимые документы. Две других школы могли быть заявлены с соответствии с приоритетами семьи, это могла быть школа с углубленным изучением отдельных предметов, школа с углубленным изучением иностранных языков, гимназия, имеющая прогимназию. В эти школы родителей приглашали на собеседование, чтобы выяснить, например, могут ли их дети по состоянию здоровья учиться в школах с серьезными программами обучения. Если раньше на прием детей в эти образовательные учреждения были ограничения, то сейчас их убрали. В результате всех желающих приняли туда, куда они хотели. Ольга Голодец подвела итоги так: «Тема „не смог записаться в хорошую школу“ в Москве больше неактуальна». В конце марта в школы были зачислены 76890 ребят, впереди набор детей в негосударственные школы, в коррекционные, а также доприем в школы государственные тех детей, чьи семьи по тем или иным причинам в Москве пока отсутствуют. Таким образом, запись продлится до начала учебного года. Общее число первоклассников в московских школах в новом учебном году достигнет 84 тысяч.
В результате нового порядка записи произошло неожиданное: 82 школы, не пользующиеся уважением у москвичей, не смогли набрать даже одного первого класса. (В некоторые школы родители не пришли потому, что уж больно старые здания и теперь Москве придется заняться их реконструкцией или капитальным ремонтом). Таким образом, по словам вице-мэра Москвы Ольги Голодец, процесс записи в первый класс одновременно превратился в составление гражданского рейтинга образовательных учреждений. Причем, этот рейтинг фактически совпал с учебным рейтингом, который Департамент образования Москвы составил осенью 2011 года и в соответствии с которым лучшим школам были вручены 85 грантов Правительства Москвы.
Ольга Голодец рассматривает происшедшее как серьезный сигнал московскому образованию для анализа ситуации, для принятия мер по отношению к тем конкретным школам, в которые родители не захотели привести своих детей. Возможно, до начала учебного года они еще наберут недостающих учащихся, но в любом случае уже сейчас в эти школы будет выезжать комиссия, выяснять причины недобора и решать судьбу этих учреждений. Об этом Ольга Голодец говорит так: «Судьбу каждой школы будет решать специальная комиссия. Однако многие будут закрыты, их здания переданы одной из близлежащих школ-лидеров. Пока таким образом расширились всего две школы – №57 и №548. Но за ними уже выстроилась очередь: брендовые школы с правом претендовать на расширение есть в каждом округе Москвы. От руководителей некоторых так называемых \”слабых\” школ уже поступают предложения о присоединении к сильным школам. Но пока об объединении говорить рано. Во-первых, такое решение должно быть принято обоюдно руководством и той и другой школы, во-вторых, процесс объединения не линейный: директор сильной школы должен осознать глубину проблемы, фактически протестировать всех педагогов присоединяемой школы, понять, какие в той школе есть сильные начала, что там стало препятствием для развития школы. Это серьезный процесс, поэтому инициативы по объединению мы рассматриваем только тогда, когда два директора – сильной и слабой – приходят вместе и говорят, что они к этому готовы. Такие прецеденты сегодня уже есть. Есть слабые школы, в которые уже пришли новые молодые директора, есть школы, которые пока не определились, как будут развиваться, но у системы образования есть возможность поработать с каждой школой и понять перспективы ее развития».
Такой вариант решения проблемы не у всех директоров сильных школ вызывает положительный отклик. Многие рассуждают так: «Мы создавали свои школы в течение многих лет, подбирали хороших учителей, упорным трудом завоевывали у москвичей свой авторитет. Теперь, вместо того, чтобы и дальше наращивать качество обучения, нам придется заниматься слабыми школами, решать проблемы, которые в течение долгого времени не решали их директора, разбираться педагогическими коллективами, которые по тем или иным причинам не работали в полную силу». Чего больше в таких рассуждениях – здорового эгоизма благополучных образовательных учреждений или здравого смысла, сказать пока трудно. Видимо, стоит подождать вывода комиссий и решений Правительства Москвы по объединению школ.
Фото Ольги Максимович
Комментарии