search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Родители сами поощряют плохое поведение

“Моему ребенку 6 лет, он никогда не отличался спокойным поведением, но в последнее время стал особенно непослушным. Мне иногда даже кажется, что он делает это назло. Пытаюсь сдерживать себя и не наказывать его, но мне с трудом это удается. Более того, иногда он настолько меня раздражает и выводит из себя, что я теряю всякое терпение, срываюсь.

Вот, например, вчера мы пошли с ним в магазин. Там он вел себя так, что я готова была провалиться сквозь землю: хватал с прилавков все подряд, громко кричал, требуя купить ему то одно, то другое. Когда я отказалась выполнить его просьбу, он начал грубить мне и даже ударил меня. Я не знаю, что делать, я не понимаю своего сына и со страхом смотрю в будущее: если уже сейчас не могу справиться с ним, то что же будет дальше?”

Эта ситуация довольно типична. Родители часто не могут справиться со своими детьми и действительно не понимают их. Причин плохого поведения ребенка очень много: неважное самочувствие, трудности в отношениях со сверстниками в детском саду, неосознаваемые обиды и страхи и др. Но чаще всего причина – недостаток родительского внимания. А детям оно жизненно необходимо. Не получая внимания родителей, дети чувствуют себя потерянными, несчастными, отвергнутыми. И они ищут любую возможность получить это внимание, даже негативное. Если что-то заставляет родителей бросить все и заняться ими, будут повторять это снова и снова.

Так уж у нас сложилось: на неправильное поведение детей принято обязательно реагировать. Считается, что, если дети себя ведут хорошо, так и должно быть, и хвалить здесь вроде бы не за что. А вот если делают что-то не так, нужно обязательно отреагировать, обратить внимание, отчитать или наказать. Вот и оказывается (и дети это чувствуют), что часто привлечь к себе внимание родителей можно лишь дурными поступками. Таким образом, родители невольно сами… поощряют плохое поведение детей.

Негативное внимание к детям может проявляться по-разному – от упреков и ругани до рукоприкладства. Но, как показывают исследования английских ученых, физическое наказание не дает абсолютно никакого воспитательного эффекта, а, наоборот, может привести к крайне нежелательным последствиям. Конечно, не только по этой причине советуем избегать проявления агрессивности по отношению к детям. Поведение родителей служит образцом, моделью допустимого поведения детей. Дети постоянно наблюдают, как другие люди, и прежде всего их родители, выходят из критических ситуаций, умеют разрешать конфликты, реагируют на неприятности, обиды со стороны окружающих. Поэтому, прежде чем требовать от ребенка правильного поведения, родителям стоит оглянуться на себя.

Совершенно естественно, что дети, как и взрослые, иногда сердятся, раздражаются, выражают свое недовольство чем-то. Как реагировать на это? Малыша лучше всего просто отвлечь, переключить его внимание на что-то другое. Но в любом случае свои позиции сдавать нельзя. Если ребенок продолжает “буйствовать”, не читайте ему нотации – в данную минуту это бесполезно. Лучше оставьте наедине с этим раздражением, пока не успокоится. Если ему удалось справиться со своим раздражением, очень важно отметить это и похвалить его.

Во многих ситуациях хорошо использовать метод предупреждения. Например, ребенок неаккуратно листает книжку, мнет страницы. Не надо долго повторять: “Не рви книжку!”, лучше предупредить, сказав: “Если ты будешь плохо обращаться с книгой, я отберу ее у тебя”. В этом случае ребенок получает возможность подумать и принять решение. Такой метод позволяет избежать излишних назиданий, пререканий и разговоров. Но важно помнить, что предупреждение должно быть непременно выполнено, чтобы малыш не счел его пустой угрозой.

Можно также использовать метод “обещания награды за хорошее поведение”. Если вы собираетесь взять детей с собой в гости или в магазин и знаете, что те отнюдь не будут ангелами, пообещайте им “награду”, если будут вести себя хорошо. Обычно этот метод себя оправдывает, когда в этом качестве выступает нечто, что действительно очень нужно ребенку.

Родители должны стараться по возможности избегать негативного внимания по отношению к детям, и в ситуации, когда те ведут себя плохо, сохранять спокойствие и сдержанность. Тогда ребенок поймет, что другого внимания он не получит, и будет учиться контролировать свои эмоции. Наоборот, максимальное внимание, повторяю, следует уделять малышу, когда он демонстрирует хорошее поведение. Замечательно, если это станет принципом воспитания, при котором хорошее поведение всегда поощряется, а плохое наказывается, но без усиленного негативного внимания.

Иногда плохое поведение детей не что иное, как проявление невроза или следствие стресса. В таких ситуациях часто необходима помощь специалиста, так как родителям самим не справиться. Иногда родители, избрав определенный стиль воспитания, очень переживают, если другие родственники, с которыми дети близко общаются, не придерживаются основных правил этого стиля. Прежде всего это касается бабушек и дедушек, которые обычно позволяют детям больше, чем папы и мамы. Нужно спокойно к этому относиться, так как между дедами и внуками всегда складываются особые отношения. Пусть старики немного побалуют детей, когда они без родителей, но дома все прежние правила сохраняются.

Важно помнить, что запрещающих правил должно быть не очень много. Иначе младшие ощущают себя беспомощными и бесправными. У детей должна быть очевидная им свобода поступков, свобода выбора, возможность учиться самостоятельно принимать решения и делать выбор, не спрашивая постоянно у взрослых: “Это правильно?”. В противном случае ребята могут вырасти инфантильными, несамостоятельными, нерешительными или, наоборот, будут отрицать любые правила. (Ведь правил так много!)

И еще одно. Не отчаивайтесь, если сейчас не удалось решить конфликт с собственным шестилетним ребенком. У детей такой большой потенциал любви к родителям, жизненного оптимизма и интереса к окружающему миру, что он позволяет справиться с внутренними трудностями и построить по-настоящему партнерские отношения между членами семьи.

Татьяна ПОГОРЕЛЬЦЕВА,

психолог

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте