Задолго до первого класса родители начинают «кампанию» по сбору отзывов о той или иной школе. Как правило, это статусные образовательные учреждения, награждённые эпитетом «престижные». Хотя, что подразумевается под данным клише, никто толком объяснить не может. Кто-то считает важным углублённое изучение того или иного предмета, другой – обилие связей с зарубежными учебными заведениями, третий – стабильно высокие баллы по ЕГЭ…
По мнению заместителя председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Юрия Соляникова, престижная школа – это феномен общественного сознания. Вопрос о престиже не всегда соответствует действительности. Неправильно проводить аналогии: дороже – лучше, меньше детей в классе – лучше. Эти зависимости могут существовать, а могут и не существовать. Есть много примеров, когда в классе мало детей, но их образовательные результаты невысоки.
Престижность часто связывают с фигурой директора. С его активностью, с умением представлять свое образовательное учреждение, с тем, насколько эффективно он работает со всеми заинтересованными лицами, чтобы школа процветала.
У директора физико-математического лицея № 366 Санкт-Петербурга Татьяны Цветковой несколько иная позиция. Татьяна Цветкова убеждена, что важна личность учителя, и то, какая в целом обстановка в школе. Если она комфортная, это привлекает. Другое дело, что за выбор образовательного учреждения ответственность несёт родитель. Например, в лицей везут детей со всего города, хотя, конечно, при приёме в первый класс определяющую роль играет микрорайонное распределение.
-Я не очень согласна с этим правилом, – замечает Татьяна Цветкова. – В микрорайоне может жить ребенок, которому физмат лицей не очень нужен. Школы, подобные нашей, должны иметь право отбора детей. К слову, в последнем приказе Минобрнауки РФ о правилах приема в школу, есть фраза, что школы профильные и школы с углубленным изучением предметов могут производить отбор.
Кроме того, есть родители, которые поступают так: получают справку о регистрации в нашем микрорайоне, которая не имеет срока давности, и начинают учиться. Какое-то время снимают квартиру, а потом благополучно переезжают в другой район. Но регистрация-то остаётся, поэтому ребёнок имеет полное право обучаться у нас. Зато другой ребенок из другого района, возможно, более талантливый в математике, поступить уже не сможет.
Наша лицейская программа начинается с 8 класса. И тут опять возникает проблема. Да, мы можем производить отбор тех, кто приходит с улицы, а как производить внутренний отбор, если нет права отчисления? Я считаю это неправильным, потому что не все дети, учащиеся у нас с первого класса и дошедшие до 7-го, справляются с программой. И при этом родители категорически не хотят от нас уходить. Даже, если у ребёнка две «двойки» по профильному предмету.
Об ответственности родителей за выбор школы для своего ребенка говорит и директор питерского лицея № 369 Константин Тхостов. Любой родитель может выбрать своему ребенку ту школу, какую считает нужной. Поэтому родитель должен понимать, что ещё несформировавшийся организм легко загубить безответственным подходом. Если ребенку рекомендовано обучение по линии коррекционного образования, а его направляют в языковую гимназию или лицей, мотивируя тем, что школа видна из окон, вряд ли у такого ученика будет крепкое здоровье. Пенять на образовательное учреждение, что оно не может найти к ребёнку нужный подход, бессмысленно, потому что на вывеске обозначен статус школы, в Уставе и лицензии прописаны те образовательные программы, по которым она работает, и ответственность за выбор в этом случае лежит только на родителях.
Константин Тхостов назвал еще одну проблему, возникающую при приеме детей в первый класс – недостоверность документов, которые предоставляет ребенок. Например, часто встречаются поддельные медицинские карты.
– Пункт 1.10 правил приёма детей говорит о том, что нужна соответствующая группа здоровья. К нам приходят дети с 4-й группой, а в медкарте написано «1-я основная», – рассказывает Константин Тхостов. – Чтобы говорить о безболезненности образовательного маршрута и о нормальных взаимоотношениях школы и семьи, нужно начать с достоверных документов, которые дают возможность образовательному учреждению предложить ребенку соответствующий образовательный маршрут. Тогда не будет ни искусственно созданной внутренней миграции, ни «трагедий», когда ребенок в третьем классе сталкивается с невозможностью обучения в школе по данной программе. Ведь всё становится понятным во 2-м классе, когда начинаются оценки. И тут у родителя возникают вопросы, назревают конфликты. Называя школу плохой, такой родитель должен сознавать, что, покупая медкарту в частном медцентре, он создает проблемы ребенку своими руками.
В погоне за статусом родители не всегда понимают, что гимназический и лицейский стандарт выше. В гимназии – за счет углубленного изучения гуманитарного цикла, в лицеях – за счёт углублённого изучения естественнонаучного цикла. Родители склонны считать, что все дети талантливы, способны, ярки. Это действительно так. Но есть одно «но». Не всегда тот, кого определили в математику, хочет в дальнейшем ею заниматься. Она ему неинтересна и трудна. Поэтому, по мнению директора гимназии № 166 Санкт-Петербурга Игоря Карачевцева, не нужно считать зазорным переход из гимназии в общеобразовательную школу. Тем более, что сейчас при поступлении в вуз престижность школы роли не играет, важно сдать ЕГЭ и получить высокие баллы.
Хорошей иллюстрацией к высказанному может служить мнение выпускницы одной из престижных петербургских гимназий: «Я училась на «3», «2» в уме по профильным предметам. Каждые полгода хотела уйти. Учителя, правда, не все, останавливали. Мама же уходить не хотела наотрез. В старших классах взяли репетитора по основному предмету. Итог – очень хорошо написала ЕГЭ. Поступила по олимпиаде (олимпиаду приравняли к 100 баллам) в СПбГУ на специальность, где принимали всего десять человек. За последние годы устали очень, но, как сказала мама, знали, за что сражаемся. Сейчас учусь хорошо, но по прошествии времени не уверена, что количество потраченных нервов адекватно результату. Верни всё назад, школу бы я, наверное, поменяла…».
Иллюстрация: http://s-meridian.com
Комментарии