search
main
0

Родители и учителя: грани общения. Мудрый совет. Выпуск 77

Беседы с родителями учеников – часть нашей повседневной работы. Родительские собрания, встречи до и после уроков, вызов в школу в случае несчастья, болезни или серьезного проступка… Учат ли этому в педагогическом институте? Четверть века работы преподавателем и тридцать лет материнского опыта научили меня простым правилам.

из них можно сформулировать так: . В благополучной семье может оказаться ребенок с отклонениями в психике или с отставанием в развитии; в неблагополучной семье может вырасти гений.

Главное

никаких правил, никаких закономерностей нет

Родительское собрание

Выступая на родительском собрании, не спешите обвинять во всем школьников. Никому из мам и пап не хочется услышать нелестное мнение о своих чадах. Попытайтесь найти что-то хорошее в каждом и огласите результаты по-новому: «Ваш сын (дочь) хорошо справляется со словарными заданиями, но пока еще не усвоил новое грамматическое правило, нужно поработать».

Помните о том, что каждое ваше слово на собрании – на вес золота. Вот весьма типичный пример в тему. «Тупизм!» – возмущалась учительница русского языка, выступая перед уставшими после работы взрослыми. – «Всего одна девочка способна выдать отличный результат!» Увы, она назвала фамилию девочки, после чего мне (маме отличницы) пришлось долгое время дежурить в классе. Почему? Потому, что рассерженные родители дома вылили свой гнев на нерадивых подростков, а те, придя в школу, начали день с того, что утыкали парту девочки иголками и кнопками… Вспомним старинный принцип: если все ученики, студенты написали итоговую контрольную на двойку, значит, вы плохо объяснили. Попробуйте найти иной подход к подаче материала, а потом проведите тест снова.

Не надо объяснять родителям все тонкости нашего подхода, специфику методики преподавания. Достаточно сказать одно: не ругайте детей, поддержите их.

Помните, что родители по-разному относятся к собственным детям.

Молодая учительница, чуть не плача, говорит мне: «Я думала, все родители любят своих детей, видят в них что-то хорошее. Как моя мама, как вы!» Увы, это не так. «Ну как там мои обезьяны?» – громко осведомляется мать девочек-двойняшек. Я не рассказываю ей, что ее дочери временами задают мне такой вопрос: «Где нам найти такую добрую маму, как вы?»

Третьеклассница падает на парту, бурно рыдая: «Не ставьте мне двойку в дневник, меня дома убьют!» Я не знаю, какова ситуация у нее дома, возможно, ее и правда наказывают за плохие оценки. Считаю, что лучше быть на стороне ребенка. Конечно, родители должны контролировать учебу ребенка. Однако плохие отметки – повод для дополнительной работы над ошибками, а не для страшного наказания.

Родители и учителя – взаимовыгодное сотрудничество

Если вам повезет, в классе окажется несколько родителей, готовых вам помогать во всем. Среди моих славных помощников за четверть века работы – домашние хозяйки, повара, шоферы, кадровые военные, врачи, доктора наук и даже члены-корреспонденты РАН. Закономерностей и тут нет. Дочка поварихи проявила в начальной школе большие способности. Дома ей никто с уроками не помогал, а на репетиторов не было денег. Я заметила ее сразу, стала поддерживать, беседовала с коллегами. Девочка окончила школу с серебряной медалью, а потом и университет с красным дипломом. Сын академика мечтал об одном: работать шофером на «скорой помощи». Мне удалось убедить родителей дать ему возможность осуществить свою мечту. Многие дети выбирают жизненный путь, будущую профессию, никак не связанную с семейными традициями. Как разговаривать с их родными? Я всегда повторяю: «Это очень хорошо, что ваш ребенок хочет быть кем-то! Хочет работать, приносить пользу людям. Не хочет болтаться без дела».

А с кем советуются родители, приходя в школу, с кем делятся проблемами? Сейчас в каждой школе есть психолог, но это не означает, что взрослые устремятся именно к нему. Подойдут к классному руководителю, если доверяют. Обратятся к учителю-предметнику, если есть проблемы или если ребенок – отличник. Поговорят с самым молодым педагогом или же с опытным человеком. Ко мне, как к матери трех детей, обращаются очень часто. Нет, я не знаю всех ответов, но если не могу дать конкретный совет, я хотя бы в состоянии спокойно выслушать. Иногда это важнее, чем консультация. Первое, что я говорю, стараясь снять беспокойство или негодование, а часто и фрустрацию: «Вы не одиноки». С люьми, которых знаю давно, иногда шучу: «Смотрите, я вырастила троих – и до сих пор похожа на человека». Рекомендую книжки, которые читала сама, даю интернет-адреса. Бывает достаточно сказать, что во всем мире обсуждают сходные проблемы.

«Ленивые дети»

Мне кажется, в значительной степени внезапная «лень» вызвана самой системой обучения, преподавания. В начальной школе абсолютное большинство детей учится с энтузиазмом; малыши впитывают все новое, постоянно задают вопросы, делятся дома полученными знаниями. Перейдя в среднюю школу, они попадают в иную систему внешне: много кабинетов, много учителей-предметников. А методики преподавания не меняются. Та же структура урока, те же домашние задания. Многое ли изменилось с тех пор, как мы сами были школьниками? Давайте проверим, куда повернутся взоры школьников, если мы попросим их найти какую-то информацию. Конечно, к смартфону или компьютеру, а не к «скучному» древнему учебнику.

По моим наблюдениям, первые жалобы появляются, когда ребенку исполняется 10-12 лет. Что это за возраст? В английском языке его называют tweens, от слов between – «между» – и teenager. В педагогике это возраст перехода из начальной школы в среднюю. В Великобритании до сих пор существует экзамен 11 +: детей, достигших возраста 11 лет, тестируют, а затем определяют, в какой класс средней школы, на какой уровень они пойдут дальше. 11+ – не приговор. Попав после теста на более простой уровень преподавания, ребенок может через год перейти на обычный уровень, а затем и на продвинутый. Такая ступенчатая система помогает справиться со сложностями, например, в тех влучаях, когда с чтением и письмом все в порядке, но хромает математика. Или наоборот.

Побороть «лень» можно. Лучше всего начать уже в сентябре. Выяснить по классному журналу, с какими семьями придется иметь дело, попробовать определить на первом родительском собрании, на кого из взрослых можно опереться. На первом занятии расспросить ребят об их интересах. Посмотреть внимательно на результаты проверочных работ: кто пришел после лета с «пустой головой», как будто никогда раньше не изучал иностранный язык; кто показал приличный или отличный результут. Разрабатывать задания, учитывая интересы и потребности учеников. Замечательный пример приводит известный английский зоолог Джеральд Даррелл, чьи книги популярны у нас в стране. Его учитель узнал, что мальчика интересует животный мир, и стал строить часть уроков именно на увлечении ребенка. Сколько слонов было в армии Ганнибала, сколько корма понадобилось им при переходе через Альпы, какова была их скорость? Так мальчик 11-12 лет усвоил историю древнего мира, географию и математику своего уровня. Конечно, такая работа требует времени и сил. Но результаты не заставят себя ждать.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте