Родители нынче не просто приводят своего ребенка в близлежащее образовательное учреждение, они активно собирают информацию в Интернете, изучают школьные сайты, посещают дни открытых дверей, активно общаются, выбирают школу, программу обучения, учителя. Важно, чтобы эта активность и желание сотрудничать с учителем не закончились на первой неделе сентября и не сменились непониманием, раздражением и взаимными претензиями.
Мы часто слышим от родителей: «Нас учили по-другому. Я не знаю, как объяснить…» Особенно часто это случается, если в семье не сложилась система отношений взрослых с ребенком-учеником, основанная на ежедневном контроле и помощи, если родители это делают не ежедневно, а от случая к случаю и периодически как бы выпадают из темы. Помочь сделать родителей участниками учебно-воспитательного процесса, союзниками и помощниками учителя может правильно организованная работа в информационном пространстве.Для этого каждой школе необходимо выполнить три условия: создать современное рабочее место учителя с компьютером и выходом в сеть «Интернет», обеспечить достаточно высокий уровень компьютерной грамотности педагогов через систему повышения квалификации: посещение курсов, обучающих семинаров, консультирование, обмен опытом, провести работу с родителями по обучению работе в пространстве и разъяснению преимуществ виртуального общения и получения оперативной информации. Учителя школ Южного округа работают в двух основных моделях информационного пространства: с электронным журналом во вторых – одиннадцатых классах и в новом особом пространстве для родителей первоклассников, обучающихся по новым федеральным государственным стандартам начального общего образования второго поколения. Обе модели адресованы педагогам, учащимся и их родителям. Каждый зарегистрированный получает авторизированный доступ к определенному объему информации и видит только то, что ему адресовано: каждый родитель – успехи только своего ребенка и комментарии учителя, адресованные только ему, ученик – расписание уроков, свои отметки, темы уроков, домашние задания, дополнительные учебные материалы, но не видит переписки учителя с родителями. При этом оба они видят общую информацию: новости школы и класса, объявления, фото- и видеоматериалы уроков, внеклассных мероприятий, экскурсий, праздников, могут написать письмо учителю, задать вопрос, попросить помощи педагогов, психологов, логопедов, администрации.Работа с электронным журналом предполагает целостную систему работы в информационном пространстве: запись темы урока, домашнего задания, выставление отметок. Учитель имеет возможность прокомментировать ответ ученика, выставленную отметку, качество выполнения работы, дать образец оформления задания, пошаговый алгоритм его выполнения, схему разбора, памятку.Информационное пространство для первоклассников имеет свои особенности, при отсутствии отметок родителям сложно оценить успешность своего ребенка, увидеть его достижения и проблемы, в этом случае возможность учителя комментировать ответы и работы детей очень важна. Уровень сформированности навыка и низкий темп письма часто приводят к возникновению проблем типа: что принести на урок, когда состоится мероприятие, поэтому информация учителя в информационном пространстве помогает решить массу проблем организационного характера. Важно и то, что учитель первоклассников, проявив творчество и некоторые навыки, имеет возможность сделать пространство более ярким, насыщенным, отразить в нем интересные и важные моменты школьной жизни, заинтересовать родителей и учеников.Учитель, работая в пространстве, имеет возможность виртуального общения с коллегами, методической поддержки со стороны методистов и учителей, публикации своих наработок, изучения положительного педагогического опыта. Еще одним положительным моментом использования информационного пространства стала возможность организации дистанционного обучения и консультирования, работы с разными категориями учащихся.Что делать родителям, если ребенок заболел, пропустил занятия или просто не все усвоил на уроке? Конечно, учитель позанимается с ним дополнительно, объяснит, но и родители многое могут сделать. Размещая в пространстве календарно-тематическое планирование курса, учитель не только указывает тему урока, он может прикрепить файлы с текстовым или иллюстрационным материалом, презентации, ссылки на интересные и полезные сайты. Для учащихся с высоким уровнем учебной мотивации он размещает варианты заданий повышенной сложности, тексты олимпиад, тестов, вариантов тренировочных работ, для ученика, нуждающегося в педагогической поддержке, – объяснение темы урока, алгоритмы рассуждений.Вариантов наполнения пространства много: там могут размещаться ученические проекты, фотоработы, поделки, рисунки, фотоотчеты с экскурсий и других мероприятий. Это помогает активизировать родителей, повысить осознанность и качество родительского участия в жизни класса. Но при работе в пространстве есть и проблемы. Во-первых, необходимо устранить психологический барьер, возникающий у учителя и родителей из-за непонимания важности и эффективности этой работы. Во-вторых, это требует от учителя больших временных затрат: у учителя-новичка – из-за низкого уровня подготовки, а у хорошо владеющего компьютером учителя – из-за стремления творчески подойти к работе, сделать ее более качественной, содержательной, эстетически привлекательной, предела совершенству в этом нет. В-третьих, важно показать родителям преимущества работы в пространстве, приучить их делать это ежедневно.Хочу верить, что учителя и родители захотят и смогут сделать информационное пространство эффективным помощником в непростом деле совместного обучения и воспитания наших учеников.Т.ПЕВЗНЕР, заместитель директора по УВР ЦО «Школа здоровья» №987
Комментарии