…Запах днепровской воды, нагретых солнцем скал, горячий песок пляжей, плавневые разливы – эти детские впечатления всегда со мной. Память постоянно подбрасывает картинки из далекого детства. Родина – это прежде всего, наверное, первые детские впечатления. С самых первых шагов человек осваивает окружающий мир, вдыхая запахи родной земли, любуясь ее красками, растворяя в себе ее дивные звуки. Тайна мироздания, его мудрость – во всем, что рядом, под рукой, перед глазами, под ногами. С первых шагов ребенок старается понять, охватить душевно эти основы, проложить через них свою стежку. По ней ведет младенца, подростка, юношу педагог-воспитатель, педагог-учитель. Чем, какими знаниями должен быть вооружен он, чтобы начертать направление этой тропки, точно расставить на ней дорожные указатели? Какую мудрость, какую науку необходимо взять в дорогу, чтобы она не оказалась обременительной и напрасной ношей?
Древние говорили: «Загляни в каплю воды, и ты увидишь весь мир». Я уверен, что в любом регионе в миниатюре представлены все ландшафтные зоны планеты. За деревьями можно вообразить лес, за песчаным пятачком – пустыню, за холмами – горную гряду, за прудом – озеро, а то и море. Приходи, смотри, сравнивай, познавай. А еще люди, их сообщество – родные, соседи, земляки. Твой народ. Образ жизни предков, их традиции, вера, обычаи, обряды, семейные и общественные отношения – это сегодняшний день каждого из нас. Я уверен: в природе, окружающей юного гражданина с детства, памятниках истории и культуры, жизни народа, его ежедневных делах и заботах, культурном багаже, фольклорных традициях, образных и афористичных особенностях языка содержатся ответы на все самые сложные вопросы бытия. Занимаясь исследованием родного края, изучая его природу и историю, отражая их в книгах, фотографиях, фильмах, я постоянно как бы приспосабливал краеведческую информацию к школьной программе, отдельным предметам. Прислушивался и присматривался к другим краеведам, консультировался с учеными, советовался с педагогами. Так родилась идея собрать всю краеведческую информацию в одном месте. Причем разместить и оформить ее так, чтобы она была привлекательной, интересной, максимально доступной как для учителей, так и учеников. Идею горячо поддержал директор средней школы №44 города Запорожье Вадим Алексеевич Комиссаров. Он буквально на лету подхватывает все новое, что сегодня появляется в педагогике. В свое время защитил кандидатскую диссертацию, одним из первых в городе компьютеризировал классы. Вадим Алексеевич не только одобрил мой проект, но и дополнил, развил. По его мнению, краеведение сегодня – это и наука, и в какой-то мере образ мышления жителя любого края. В первую очередь это относится к школьному учителю. Вообще к школе. Ко всей системе образовательной и воспитательной работы в ее стенах. Директор предложил создать в школе на базе моих материалов своеобразный методический краеведческий центр. Для этого он выделил кабинет географии – предмет (наука), изучение которого очень тесно, а часто и непосредственно соприкасается с реалиями родного края. Прежде всего я подумал об оформлении. Оно должно быть кроме информационного насыщения ярким, привлекающим внимание элементом дизайна интерьера. Выручили мои фотографии, которые и стали изюминкой оформления. Сегодня цветное цифровое фото (тем более «подработанное» с помощью компьютера) позволяет ярко, образно, содержательно (при этом сравнительно недорого) представить в экспозиции, скажем, всю природную палитру края, уникальность и разнообразие его исторических и культурных памятников. Моя краеведческая фотоколлекция составляет не одну тысячу снимков, и после каждого путешествия, экспедиции по области она неизменно пополняется. Что же выбрать? Как выделить главное? Как и где разместить? Человек хорош, когда на себя похож. Издавна люди были уверены, что Бог каждого наделил от природы своим лицом и, представляя это лицо миру, человек утверждает себя в нем, находит достойное применение своим природным способностям и наклонностям, приобретенным навыкам. Что ни сельцо – то другое словцо, что ни хуторок – то свой говорок, что ни подворье – то свое поверье. Все это имеет прямое отношение к природному и культурному наследию края. Еще Геродот писал: «Если бы предоставить всем народам в мире выбирать самые лучшие обычаи и привычки, то каждый бы народ, внимательно ознакомившись с ними, выбрал бы свои собственные». Вот эту «собственность», колорит, характерность региона я и решил отразить в экспозиции. Запорожье (город и область) – уникальный край юго-востока Украины, богатый природными и историческими достопримечательностями, ставшими своеобразными символами не только Украины, но и всего европейского степного юга. Это и река Днепр, и знаменитые Днепровские пороги, и плавни (в прошлом они назывались Великий Луг Запорожский), и степное раздолье, и Азовское побережье, и царские курганы скифов, и запорожские казаки, и батько Махно, и плотина Днепрогэса. Все это и еще многое другое – вечное, древнее, старинное и современное – нашло отражение в экспозиции. Она заняла всю стену класса-кабинета. Стремясь сделать экспозицию содержательной и в то же время наглядной, оформленной в современном дизайнерском стиле, я решил, что она должна состоять из своеобразных фотоблоков по таким примерно темам: Украина, Запорожский край, остров Хортица, Великий Луг Запорожский (плавни), Днепр, Днепровские пороги, запорожские казаки, Александровск-Запорожье, Екатеринославская губерния, Александровский уезд, Азовское море. В центре каждого фотоблока – карта с картинками (делается на компьютере с помощью фотошопа) в рамке, вокруг нее размещены фотографии меньшего размера по теме, сверху (тоже в рамке) заголовок темы. Если кто-то в России захочет воспользоваться моим опытом, то замечу, что в разных регионах темы могут быть различными в зависимости от специфики края и его колорита, природных и исторических достопримечательностей. Памятники архитектуры, культовые сооружения, характерные ландшафты, местные промыслы и ремесла, фауна и флора, природные дары, знаменитые люди – все это может быть отражено в тематике фотографической экспозиции. Размер фотоблоков и их количество варьируются в зависимости от экспозиционной площади, профильности экспозиции, наличия тематического материала. Кстати, вместо фотографий можно использовать вырезки из журналов и альбомов, открытки, другие визуальные материалы. Нашлось место в экспозиции и для краеведческой литературы. Не только моей, но и других местных авторов. Кроме книг и брошюр – наборы открыток, СD-диски, местные сувениры. Уверен, что всей этой продукцией, узнав о цели ее использования, охотно поделятся писатели, журналисты, предприниматели, местная администрация, с помощью, а нередко и по целевому заказу которой часто выпускаются краеведческие издания. Наглядно, убедительно и доступно будут выглядеть книги и сувениры на настенных стендах. Они представляют собой узкие шкафы с раздвижными стеклами. На их полках можно размещать книги в любой последовательности и порядке: по темам, видам, даже по размерам и цвету обложек. Периодически стендовую экспозицию можно менять. Подобным образом быстро и сравнительно недорого оформляются школьные библиотеки, музеи, холлы, коридоры. …Презентация «моего» школьного кабинета родного края имела большой резонанс в области. Некоторые даже окрестили это краеведческим школьным центром. Презентация превратилась в своеобразный семинар, на котором выступали директора школ, руководители дошкольных воспитательных учреждений, преподаватели университета, краеведы, журналисты. Высоко оценили экспозицию музейные работники, понравилась она и библиотекарям. Работники образования высказали мысль, что учебный год можно начинать с урока краеведения. Это своеобразный зачин всего учебного процесса, «напутное слово» родной земли. И наиболее внятно и доходчиво, а главное, проще и душевнее прозвучит оно вот в таком краеведческом кабинете. Материал, который сосредоточен в нем (естественно, не только в фотоэкспозиции и на стендах), может быть использован учителями-предметниками. Уроки географов, историков, биологов, филологов станут ярче и интереснее, если будут дополнены примерами из знакомой ребятам с детства родной природы, окружающей их народной жизни, героических деяний земляков.
Комментарии