search
main
0

Риторика

Современное московское образование дает возможность каждому ребенку погрузиться в мир технологий, почувствовать себя открывателем или изобретателем, оказаться на пике нового, происходящего в различных областях науки и техники. Но ученик, какими бы предметами он ни увлекался, живет в мире слова и речи. Прежде всего слова, их смысл, звуковая оболочка смогут дать начало успешному продвижению ребенка в том или ином направлении. Поэтому не будет большим преувеличением утверждение о том, что работа со словом в нынешней школе является одним из приоритетных направлений, в том числе и для развития читательской грамотности.

На наш взгляд, элементы риторики на уроках в школе способны формировать языковое чутье, развивать читательскую грамотность и культуру чтения, а в конечном итоге способствовать развитию личности ребенка. Достаточно вспомнить античного оратора Демосфена, который через упорные занятия со словом сумел не только вернуть себе наследство, но и, как сказали бы наши современники, сделал потрясающую карьеру именно в речевом бизнесе.

Существует довольно распространенное заблуждение, что занятия риторикой (риторизация) – только совершенствование звучащей речи, развитие навыков быть убедительным, работа над образом говорящего. Однако изучение курса истории риторики доказывает, что это прежде всего кропотливая работа над логикой высказывания, развитие мыслительных способностей, умение анализировать тексты различных жанров и форм, добывать из них информацию и структурировать ее.

Приведем несколько упражнений, позволяющих разнообразить урок по любому предмету в средней школе, создать хорошее настроение всем участникам процесса обучения и интегрировать несколько учебных задач.

I. Скороговорочные рассказики:

В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, что у них на дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова, не вместит двор дров, дрова выдворить давно пора. А Варька с Ларькой все хиханьки да хаханьки, как детишки махоньки, и не собираются дрова со двора выдворять.

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят да на соседний двор поглядывают. А на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова… Не вместит двор дров – дрова выдворить. Бросились Егорки с горки дрова таскать. Где вместе возьмут – толку добьются и др.

Конечно, необходимо постепенно вводить данный вид упражнений, начиная с медленного и вдумчивого чтения.

II. «Былина»: предложите детям прочитать с листа распевным (былинным) слогом небольшой фрагмент любой былины, а затем сразу отрывок из стихотворения О.Берггольц «Разговор с соседкой».

Это упражнение обращает внимание школьников на интонацию чтения, позволяет понять различную темпоритмовую организацию разножанровых текстов.

III. Модуляция голоса, мелодическая гибкость: читая фрагмент стихотворения А.Прокофьева «В краю родном», необходимо передать картину веселья с песнями, хороводами, приветствиями, шутками, просьбами, восклицаниями.

Упражнение открывает ребенку мир человеческих эмоций, заложенных в текстовый формат, позволяет работать не только над мелодикой речи, но и над смысловым содержанием текста.

Упражнения с текстами развивают навыки внимательного прочтения, дикцию и мелодику. Этот вид работы не займет много времени, но позволит педагогу расширить горизонты своего урока, а ребенку – включиться в кропотливую, но системную работу с текстами. Кроме того, развитие ораторских навыков через использование элементов риторизации на уроках и во внеурочной деятельности приобщает ребят к интересной, хотя и сложной профессии, дает им возможность ежегодно результативно принимать участие в конкурсе ораторского искусства и художественного проекта «Слова, спасающие мир» городской программы «Новые вершины».

Так, элементы риторизации могут стать еще одним шагом в развитии читательской грамотности не только на уроках русского языка и литературы, но и в формате любого предмета. Это комплексная работа, направленная на формирование основополагающих компетенций современного школьника.

Елена БАРСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №1507

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте