search
main
0

Рискованный эксперимент Минобразование Молдовы переписывает историю в духе “толерантности” к фашистской Германии

Школьному курсу истории в процессе воспитания юного поколения принадлежит особая роль, ибо он формирует мировоззрение, взгляды, убеждения, а в конечном счете – гражданина. Из множества предназначений этого предмета главное видится вот в чем: история должна учить благодарности, а значит, любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам. В Законе об образовании Республики Молдова этот постулат выражен хоть и более сухо, но по сути очень четко и, что особенно важно, с учетом многонационального состава нашей республики: “…воспитание уважения к родителям, самобытности, языку и национальным ценностям страны проживания, страны происхождения и других культур”.
Как же выполняет этот социальный заказ курс школьной истории?
В этом учебном году, как, впрочем, и в прошлом, и в позапрошлом, девятиклассники изучают курс под названием “История румын. Новейшее время”. Его авторы – преподаватели Молдавского государственного университета Г.Ф.Паладе, И.М. Шаров (издательство “Cartdidact”, 1999). Предвидя изумленные вопросы читателей, спешим уведомить: нет-нет, Молдова – вовсе не Румыния и даже не часть ее. Молдова – суверенное независимое государство, одним из соседей которого является Румыния. А вот почему в школах одного суверенного государства изучается история другого, соседнего, а не собственная, на этот волнующий граждан Молдовы вопрос дает ответ само содержание предлагаемого курса.
Приведем лишь некоторые, выборочно взятые формулировки и тезисы из названного учебника, дающие, на наш взгляд, полное представление как о “деидеологизации” самого курса, так и об исторической “правде”, содержащейся на страницах учебника.
В памяти сотен тысяч ныне живущих граждан нашей республики – молдован, русских, украинцев, болгар и других – навсегда останется тот черный и страшный день 22 июня 1941 года. Бомбежки, пожарища, смерть. Оккупация, фашистский режим. А что же рассказывает “История румын” внукам и правнукам тех, кто принес освобождение от фашизма?
Судя по логике авторов учебника, день 22 июня если и следует отмечать в календаре, то лишь потому, что он знаменовал собой начало “освобождения”, а сама же “свобода” пришла 26 июля 1941 года, когда “румынские войска достигли Днестра, завершив освобождение всей территории Бессарабии”. Основная цель участия Румынии в войне – “освобождение захваченных Советским Союзом летом 1940 года территорий – была достигнута” (стр. 62).
Есть вещи, очевидность которых доказывать просто неловко. Не станем этого делать и мы, но не забудем, что, если на экзамене по истории в билете окажется именно этот вопрос, ответить школьник обязан так, как написано в учебнике. Или вот еще интересная деталь: когда в 1941 году Румыния вступила в войну на стороне Германии, тогда, как сказано в учебнике, она выполняла функции прикрытия германской армии (стр. 61) – фашизм тут ни при чем. А вот вместе с войсками союзников уже громила фашистские войска. Такая вот избирательность в определениях. И вообще юным отрокам надлежит запомнить, что “своим участием в военных действиях Румыния в немалой степени способствовала поражению фашистской Германии” (стр. 68). А что же советские войска? “В 1943 году и весной 1944 года они вновь “захватили” Бессарабию. А так как “захватывали” ее в жарком августе сорок четвертого и часто ценою собственных жизней деды и прадеды нынешних школьников, воспитываемых ныне на “Истории румын”, то и вывод, к которому их недвусмысленно подталкивают, однозначен: они – внуки и правнуки “оккупантов”, так что каждый сверчок знай свой шесток.
Одной из декларируемых ныне задач перехода на новое содержание образования является обновление гуманитарного образования. Уж не такое ли “обновление” имеют в виду “отцы” реформы?
А как относятся к данной проблеме в министерстве образования, без ведения которого не может попасть в школы ни один учебник, тем более по истории, тем более по “Истории румын”?
Очень хорошо относятся – в том смысле, что все министры, а они у нас меняются даже чаще, чем в России, признают важность и актуальность “исторической” проблемы в школах республики, заверяют, что “министерство готово”, что “история должна преподаваться в духе толерантности”, тем более что об этом напоминает Совет Европы (ну уж тогда чего уж!), и вообще решать эту проблему надо разумно.
Учебник рекомендован к публикации в качестве экспериментального. Что правда, то правда: “эксперимент” над душами наших детей задуман масштабный.

Майя ИОНКО
Кишинев

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте