search
main
0

Результаты работы департамента впечатляют

Николай МАЛОФЕЕВ, академик РАО, директор Института коррекционной педагогики: – Результаты работы, проделанной Департаментом образования, впечатляют. Возможно, найдутся критики, но если сравнить нынешнюю ситуацию с положением дел даже не десятилетней давности, а на начало реализации обсуждаемых столичных программ – 2007 год, результаты просто поражают. Всего 15 лет назад мы взахлеб рассказывали о зарубежных центрах для детей-инвалидов, прошел весьма короткий срок, и вот уже аналогичные чувства испытывают представители родины лечебной педагогики – Германии! И город, и его образовательное пространство становятся все более доступными для ребенка-инвалида.

28 апреля 2010 года был принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Свершилось то, чего и дети с ОВЗ, и их родители, и специалисты ждали много лет. Закон становится гарантией права лиц с ОВЗ и инвалидов на получение образования. Хочу надеяться, что столичный закон подтолкнет соответствующие структуры наконец принять федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Специалистам давно известно, что ранняя диагностика, раннее выявление, ранняя коррекция обеспечивают поразительные результаты. Однако длительное «деление» ребенка по ведомственному признаку (до 4 лет о нем заботятся медики, после 4 – педагоги), традиционная позиция родителей – первые 3-5 лет лечим, потом думаем, как учить, – не позволяли реально изменить практику. В последние годы ситуация начала меняться к лучшему, ныне в Российской Федерации действует около 500 центров ранней помощи. 73 из них в Москве, то есть седьмая часть. Безусловно, столь очевидный прорыв свидетельствует и о тесном партнерстве Департаментов образования, социальной защиты, здравоохранения, и об изменении родительской психологии. Ломается порочная традиция, формируется родительская культура. Родители начинают понимать, насколько важна на ранних этапах жизни их малыша помощь педагога и психолога. Развитие службы ранней помощи сократит число детей с ОВЗ, которые по достижении школьного возраста не будут нуждаться в специальном образовании и без дополнительной поддержки смогут учиться в общем потоке.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ОВЗ (в том числе о степени его интеграции) должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка. Приоритет интеграции не означает отказа от достижений сложившейся в России системы специального образования. Согласно решению Коллегия Минобрнауки РФ (декабрь 2009): «Развитие интегрированных форм обучения лиц с ОВЗ должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности».

Сегодня у инклюзивного образования немало сторонников, тем не менее не стоит забывать, что для многих детей подобная организационная форма образования нецелесообразна, а для кого-то и невозможна. Вместе с тем мы убеждены, что интегрированное обучение – магистральный путь для большинства детей с ОВЗ. Москва смело пошла по пути организации инклюзивных дошкольных учреждений и школ, ее опыт представляет большой интерес для всех субъектов Российской Федерации. За последние 15-20 лет смыслы и цели обучения лиц с особыми образовательными потребностями в странах благоденствия кардинально изменились. Вести дискуссию в системе ценностей предшествующего периода неперспективно. Вызов времени не в решительной смене принципов, методов и методик обучения, наша страна обладает уникальным научным дефектологическим наследием, которое продуктивно разрабатывается и сегодня. Проблема в ином: необходимо понять не КАК, а ЧЕМУ и для ЧЕГО учить ребенка с ОВЗ. В условиях резко изменившегося рынка труда мы обязаны дать выпускнику с ОВЗ набор знаний и умений, которые помогут ему во взрослой жизни жить достойно, максимально самостоятельно и независимо.

Ученый совет Института коррекционной педагогики РАО уверен, что необходим специальный федеральный государственный стандарт образования лиц с ОВЗ. По заказу Минобрнауки России наш Институт два года ведет работу по созданию такого стандарта. Предлагаемый СФГОС, на мой взгляд, может стать перспективным инструментом инновационного совершенствования практики образования детей с ОВЗ. Концепция СФГОС не отрицает, а «сохраняет» накопленные на предшествующем историческом этапе достижения в сфере цензового образования детей с ОВЗ, при этом она открывает возможности получения нецензового образования, адекватного возможностям психического развития детей с ОВЗ. Разрабатываемый стандарт учитывает современные тенденции модернизации образовательной системы, а также новые механизмы взаимодействия общего и специального образования, понятным образом соотносится с моделями интеграции и инклюзии. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ, нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются дети с ОВЗ.

Инклюзивному учебному заведению нужен компетентный педагог. Замечу, к широкому внедрению интегрированного/инклюзивного образования Москва начала готовиться загодя. В 2000-2001 учебном году на базе МИОО Департамент образования открыл кафедру интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях. Преподаватели этой кафедры – ведущие научные сотрудники ИКП РАО. Итегрированное обучение детей с ОВЗ почти 20 лет один из научных приоритетов деятельности нашего Института. В первый год число курсантов на кафедре МИОО составило 50 человек, в минувшем учебном году – 498. Всего же смогли повысить свою квалификацию в области специальной педагогики и коррекционной педагогики 2,5 тысячи педагогов общеобразовательных учреждений. Успех, как, впрочем, и неуспех инклюзии, в значительной мере зависит от компетентности воспитателя, учителя, администратора общеобразовательного учреждения, принимающего ребенка с ОВЗ. Уверен, решить масштабную задачу помогут ИКТ.

Интегрированное обучение (инклюзия) способно в относительно короткий срок изменить отношение нашего общества к инвалидам, к детям с ОВЗ. Во многом способствовать тому может и должно педагогическое сообщество. Совместное обучение открывает новые возможности для формирования в обществе культуры толерантности. Не менее желательна организация «Всеобуча для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ». Родители нуждаются в получении знаний о проблемах своего ребенка, о возможных способах их разрешения. Департамент издал сборник для родителей «Дополнительное образование для детей с ОВЗ», полагаю, целесообразно продолжить издание пособий подобного рода.

Интегрированные формы образования заставляют пересмотреть наши представления об учебнике для детей с особыми образовательными потребностями. По действующему нормативу в классе могут оказаться три ученика с ОВЗ, следовательно, у педагога на столе должно быть 4 урочных плана, 4 учебника. Инклюзия требует иного, иначе организованного учебника. И это не адаптированный учебник массовой школы, например, не его перепечатка крупным шрифтом для слабовидящих. Это принципиально иной отбор и построение текстов, иной изобразительный ряд, иные формы помощи и вопросов и многое-многое другое. В прошлом году согласно справке Минобрнауки РФ в рамках ФЦПРО было создано 23 наименования учебников и учебно-методических комплексов для коррекционных учреждений. К сожалению, более подробной информации об этих проектах нет, быть может, среди этого перечня есть и учебники нового поколения? Как бы то ни было, но создание модели интегрированного учебника для инклюзивного учебного заведения задача первоочередная.

В целом я высоко оцениваю работу Департамента образования, окружных управлений образования, администрации и педагогических коллективов образовательных учреждений столицы, сделавших все, чтобы планы целевых программ воплотились в жизнь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте